Петрусёва Наталья
«Инновационное образовательное пространство группы посредством реализации педагогики М. Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать как образовательное пространство, основанное на принципах педагогики М. Монтессори согласуется с современной философией и принципами дошкольного образования, обозначенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Задача: обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности в специально-образовательном пространстве по реализации технологии М. Монтессори.
Публикация «„Инновационное образовательное пространство группы посредством реализации педагогики М, Монтессори“» размещена в разделах
Задача развития современного дошкольного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Образовательное пространство, основанное на принципах педагогики М. Монтессори согласуется с современной философией и принципами дошкольного образования, обозначенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, что позволяет обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности по направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Педагоги, реализующие педагогику М. Монтессори прошли курсовую подготовку в институте развития образования по программе : «Педагогика М. Монтессори : содержание и организация образовательной деятельности в условиях ДОО» в г. Челябинске, Омск.
Огромное значение в развитии ребёнка имеют предоставленные ему возможности для естественного и свободного развития. Поэтому создание организационно-педагогической среды есть неотъемлемая задача педагога. Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. В группе Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Нашей задачей является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Роль воспитателя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.
Все дидактические Монтессори – материалы распределены по зонам, причем порядок их расположения следующий:
- зона практической жизни;
- зона сенсорного развития;
- математическая зона;
- зона языкового развития;
-зона естественнонаучного воспитания.
Зона практической жизни, содержащая материалы необходимые для упражнений в практической жизни.
Сенсорная зона, в которой расположены материалы по развитию чувств.
Математическая зона, содержащая материалы по развитию математических способностей.
Зона языкового развития (речевая зона, включающая в себя материалы по развитию речи.
Зона естественнонаучного воспитания, включающая материалы по космическому воспитанию, центральная идея которого, познание человека во всем многообразии и сложности.
Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое. Сами же материалы в каждой из зон должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствие возрасту, силе, росту ребенка;
- эстетичность материалов;
- притягательность (материал должен вызывать интерес, побуждать к действиям с ним);
- все оборудование, к одному упражнению, находится в цветовом соответствии, выполнено в одной цветовой гамме.
Все материалы, представленные в Монтессори – группе детского сада должны быть представлены в единичном экземпляре. Если у нескольких детей возникло желание работать с одним и тем же материалом, необходимо подождать, пока он освободится. У детей, в подобной ситуации развивается умение договариваться, терпеливо дожидаться своей очереди, занимаясь с другим материалом.
Система Марии Монтессори помогает в полной мере индивидуализировать процесс обучения дошкольников, а значит сделать его безболезненным для становления личности ребенка.
Работа с детьми позволяет сформировать у них такие качества как трудолюбие, любознательность, самостоятельность, что очень важно, на наш взгляд в дошкольном возрасте.
Многообразие дидактических материалов Марии Монтессори способствует развитию у детей познавательных способностей, повышает их познавательную активность, а это является одним из важных условий успешного обучения. Создание атмосферы доверия, уважения к личности ребенка является основным требованием к работе педагога в Монтессори – группе детского сада. Подобная атмосфера помогает детям стремительно продвигаться в своем развитии, как полноценная, активная, самодеятельная личность. Монтессори-система дает ребенку основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.
Дети, посещающие группу Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной.
В этом году наша группа работает с детьми 4-5 лет. Для развития у детей социальных и коммуникативных умений, мелкой моторики, познавательно-исследовательской деятельности, логических и конструктивных способностей; формирования элементарных математических умений, мы приобрели дополнительный материал "Дары Фребеля".
Практическая часть:
1. Упражнение с красными штангами - построение снежинки. Благодаря «Красным штангам» дети легче усваивают понятие длины и закрепляют его. Впоследствии они переносят приобретенный навык на другие предметы: различают разные и одинаковые по длине предметы, могут их сравнивать и ранжировать. Упражнение "Снежинка" — ребёнок учится определять центр каждой штанги;
2. работа с триномом. ЦЕЛИ: прямая: построение Биномиального и Триномиального кубов на сенсорном уровне. Косвенная: подготовка к изучению математики – к знакомству с формулами квадрата и куба бинома и тринома:
(а + b)2 = а2 + 2ab + Ь2, (а + b)3 = а3 + За2Ь + ЗаЬ2 + Ь3, (а + b + с)2 = а2 + 2ab + b2 + 2ас + 2Ьс + с2, (a+b+c)3 = a3+3a2b+3a2c+ 3ab2+3ac2+ 3b2c-f 3bc2+6abc+b3+c3;
к знакомству с операцией возведения двух- и трехзначных чисел в квадрат и в куб; а также для вычисления квадратных и кубических корней.
3. Ходьба по линии. Цели :прямая - развитие координации и контроля движений своего тела. Косвенная - развитие ловкости и сноровки посредством тренировки всей мускулатуры. Овладение навыком правильной походки, хорошей осанкой, естественным поддержанием тишины.
Список литературы:1. Хилтунен, Е. Монтессори – материал. Школа для малышей [Текст] : книга / Е. Хилтунен. – М. : Издательство «Мастер», 1992. - Часть 1.- 80 с.
2. М. Г. Сорокова «Система Марии Монтессори : Теория и практика» М. :Издательский центр «Академия», 2013
3. Леонид Гребенников Работа на линии в монтессори – группе, Москва 2010г.