Екатерина Якутина
Инклюзивное образование
В последнее время в российском образовании большое внимание уделяется инклюзивному образованию. Общество стало принимать людей с ограниченными возможностями здоровья, считая их равноправными и достойными членами общества. В настоящее время распространение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья связано не только с тем, что это тенденция нашего времени, но и возможность детей с ОВЗ получить достойное образование наравне со всеми. Правильно организованная траектория обучения, независимо от физических, умственных способностей, а также социального положения, дает возможность ребенку удовлетворить свои потребности в получении образования, равное уровню его развития. Инклюзия стала реальностью Российского образования. Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.
Публикация «Инклюзивное образование» размещена в разделах
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012г. говорится о том, что:
• главная роль в воспитании, образовании и развитии детей принадлежит семье;
• определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка (статья 44).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации самого ребенка и его семьи. Новый – инклюзивный - подход к получению образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в обеспечении «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
С какими проблемами сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Умышленное ограничение в общении. Но существуют проблемы с которыми родители чаще всего встречаются:
1. Гиперопека
2. Непринятие родителями своих детей
3. Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ.
4. Неконструктивные формы взаимодействия с ребенком
5. Страх ответственности
6. Отказ от понимания проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание
7. Вера в чудо
8. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что либо
9. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения…
Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение, а также создание особого, благоприятного климата в ученическом и педагогическом коллективах. Психолого-педагогическая помощь семье в условиях инклюзивного образовательного пространства включает набор коррекционно-педагогических методов, направленных на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поддержку его семьи и осуществляется педагогами (воспитателями) и специалистами дошкольного учреждения: дефектологом, логопедом, психологом. На что же направленна психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ. В первую очередь на:
• Снижение эмоционального дискомфорта в связи с психофизическими и возрастными особенностями ребенка;
• Укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка с проблемами развития;
• Формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ОВЗ;
• Установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания.