Марина Богданова
Игры с водой. Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром средствами экспериментальной деятельности в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: расширять представления детей о свойствах воды (жидкая, прозрачная, чистая, грязная, окрашенная, теплая, холодная, питьевая).
Задачи:
1. Формировать знания детей о физических свойствах воды.
2. Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека.
4. Развивать умение детей решать простейшие проблемные задачи, воспитывать интерес к экспериментированию.
5. Формировать первые валеологические знания и навыки.
Оборудование:
пластмассовые ванночки и бутылочки (прозрачные) по количеству детей;
большая пластиковая бутыль с водой; зонтик; стаканчик со снегом;
Публикация «Игры с водой, Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром средствами экспериментальной деятельности в первой младшей группе» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2012
морские камушки по количеству детей;
бумажные салфетки по количеству детей;
картинки «Чайник», «Рыбки» для занятий по развитию мелкой моторики;
крышки от бутылочек с красками по количеству детей;
цветные льдинки по количеству детей;
мини-аквариум с рыбкой.
Музыкальное сопровождение: «Шум дождя».
Предварительная работа:
беседы с детьми о воде, свойствах воды;
занятия по ознакомлению с окружающим миром «Где живет вода»,
опытно-экспериментальная деятельность в группе и на прогулках: вода жидкая; окрашивание воды, куда делась вода;
наблюдения на прогулках и в группе: наблюдение за росой, за дождем, ручейком и лужей, снегопадом;
просмотр мультфильмов «Капитошка», «Возвращение Капитошки», «Ручеек», «Дождик»;
трудовая деятельность детей по уходу за растениями в уголке живой природы – полив растений из леечек.
Ход занятия:
Сюрпризный момент. Звучит фонограмма «Шум дождя»
Воспитатель входит в комнату под большим зонтом и приглашает всех детей встать рядышком, укрыться от дождя:
Воспитатель: Ребята, вы знаете, мне кажется, что я слышу, как идет дождь, но мой зонт сухой. А вы слышите этот звук?
Дети: Да, это шум воды.
Воспитатель: Вот как? И где же в нашей группе шумит вода?
Дети: В кране в умывальнике.
Воспитатель: Значит мне зонт не нужен?
Дети: Да.
Воспитатель убирает зонт.
Воспитатель: Какие вы молодцы, а знаете ли вы, где еще живет вода в нашей группе?
Дети: В водопроводном кране, в леечках, в вазе с цветами, на улице и т. д.
Воспитатель: Ой, как много мест, где живет водичка. Вот, даже снег в стаканчике у нас есть (ставит стаканчик на окно, чтобы снег таял). Ребята, а что мы делаем с водичкой в умывальнике?
Дети: Мы моем ею руки и лицо, умываемся.
Воспитатель: Правильно. Давайте-ка, покажем друг другу, как мы это делаем.
Потешка:
Водичка, водичка
Умой мое личико.
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки алели.
(выполняются движения руками по тексту потешки)
Воспитатель: Ребята, я налила воду из крана в эту большую бутылку. Вы ее видите? (обращается к каждому ребенку). А видите ли вы что-нибудь сквозь воду?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Вы можете видеть сквозь водичку потому, что она чистая и прозрачная. Давайте скажем это все вместе – водичка чистая и прозрачная. Сейчас мы сядем за стол и поиграем с этой водичкой.
Дети садятся за оборудованный лабораторный стол. Воспитатель наливает из бутылки каждому воду в ванночку.
Воспитатель: У вас на столе у каждого лежит настоящий морской камушек. Он гладкий и круглый, потому что его таким сделала вода в море. Возьмите камушек и опустите его в ванночку. Посмотрите, видите ли вы камушек сквозь водичку?
Дети выполняют задание, говорят, что они видят.
Воспитатель: Почему же вы видите камушек?
Дети отвечают вместе. Воспитатель задает тот же вопрос каждому ребенку, получает индивидуальные ответы.
Воспитатель: Замечательно. Если вода прозрачная, чистая, то сквозь нее хорошо все видно. Поиграем еще? Возьмите бутылочки, посмотрите, что в них есть
Дети берут бутылочки с водой и камушком в ней. Говорят, что они видят.
Воспитатель: А теперь, я закрою ваши бутылочки пробками, но пробки с секретом! Нужно как следует взболтать бутылку, потрясите ею, посмотрите, что происходит у вас в бутылочке с водой и камушком.
Дети выполняют задание, говорят, что они видят. Вода окрашивается в разные цвета. Дети удивляются происходящему.
Воспитатель: Виден ли теперь камушек? Посмотрите через бутылочку, видите ли вы друг друга? Какая водичка стала в ваших бутылочках?
Дети: Ответы на вопросы.
Воспитатель: Правильно. Ваши камушки стали почти не видны из-за того, что вода в бутылочках окрасилась, стала цветной. Такой водой нельзя мыть руки, ею нельзя поливать цветы, в ней не смогут жить рыбки. А в какой воде живут рыбки?
Дети отвечают - в чистой.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на нашу золотую рыбку, как она весело играет в чистой водичке, и мы ее очень хорошо видим. Давайте поиграем с рыбкой.
Физминутка:
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня молодцы. Вы уже знали, где живет вода, а теперь знаете, какая вода бывает – чистая и грязная. Какую воду нельзя пить, ею нельзя мыть руки, поливать цветы, в ней нельзя жить рыбкам?
Дети: В грязной.
Воспитатель: Правильно. Человеку, животным и растениям нужна только чистая вода. И мы с вами должны воду беречь, не загрязнять ее, не пачкать. Но вода в кране не совсем чистая. Мы своими глазами просто не можем увидеть, что находится в такой воде. Для этого нужен специальный прибор микроскоп. Мы чуть-чуть подрастем и обязательно познакомимся с этим прибором. А сейчас я вам хочу сказать, что воду из-под крана ни в коем случае пить нельзя, потому что в ней есть микробы. Если выпить такую воду, то…
Дети продолжают фразу воспитателя – заболит живот и т. д.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами должны пить воду кипяченную. Для этого вода наливается в чайник, чайник разогревается на плите, вода кипит, а после того, как она остынет, мы можем ее пить. И мы с вами пьем только кипяченную воду. Правильно?
Дети: отвечают на вопрос.
Потешка:
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
Из дырочки - пар.
(дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, но с цветной водой можно еще поиграть – посмотрите, я заморозила цветную воду и она превратилась в цветные льдинки. Сейчас мы пойдем на улицу, слепим снеговика и сможем украсить его наряд этими льдинками. Ой. ребята, посмотрите, что стало с нашим снегом в стаканчике.
Дети: Он растаял.
Воспитатель: Да, в стакане теперь вода, но разве она чистая? Что вы видите в стаканчике?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Обязательно помните, снег есть нельзя не только потому, что он холодный и можно заболеть, а еще и потому, что в нем много грязи, даже если с виду он белый и чистый.
Дети вместе с воспитателем собираются на улицу.
Литература:
1. Андруз Дж., Найтон К. 100 научных экспериментов/Пер. с англ. С. Э. Шафранского. – М. :ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая и подготовительная группы). – М. :ВАКО, 2005.
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
5. Организация ОЭД детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, - 2011.
6. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры: 2-4 года/ авт. -сост. Щербакова Т. Н., Бардышева Т. Ю. - М. :Карапуз, 2006.