Наталья Петровна Осадченко
Игры и упражнения для развития фонематического слуха с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух - различение звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличия ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.
Публикация «Игры и упражнения для развития фонематического слуха с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
1. «Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук. Назовите ему несколько слов. Предложите поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.
2.. «Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук, например: мох, март, муравей; удочка, кукла; грязь, зеркало, бизон и т. п.). Затем задание можно усложнить: надо сосчитать, сколько раз встречается в слове один и тот же звук. Например: «о» в молоко, «б» в обрубок, «е» в переселение.
3.«Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков. Начните с простых коротких слов, постепенно усложняя задание (кот, солнце, праздник и т. д.). Естественно, следует артикулировать слова четко.
Предложите ребенку последовательно назвать все звуки в слове, затем на выбор любой звук. Ответить, каким по счету стоит звук в слове. Начните со слов из трех звуков, например: сок, рот, мак, дом, кот и т. д.
4.«Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего (стол—лодка — арбуз—зуб и т. д.). Затем, усложняя задание, на третью букву от конца, предпоследнюю и т. д.
5. «Отгадай слово». Предложите ребенку запомнить первый звук из слова крот, второй звук из слова порт, четвертый звук из слова торт. «Какое слово получилось?» (Кот.)
6.«Игра в рифму». Ребенку предлагается придумать рифму к различным словам. Например: кошка—мошка —поварешка, удочка—улочка —булочка и т. д.
7.. «Первый звук, последний звук». Предложите ребенку вспомнить, название какой ягоды начинается со звука «м» и заканчивается звуком «а» {малина). Подобные задания ребенок должен выполнять, вспоминая названия овощей, предметов мебели, посуды и т. д.