Татьяна Задорожная
«Игры и игровые упражнения для речевого и умственного развития детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Информация на семинаре по развитию речи у дошкольников.
В последние годы значительно выросло число детей в возрасте 2-3 лет, имеющих речевое недоразвитие (общение с помощью лепетных слов, малопонятная окружающим речь и т. д.). Раннее коррекционно-развивающее воздействие может в значительной мере ускорить ход речевого и умственного развития детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «„Игры и игровые упражнения для речевого и умственного развития детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Основными задачами его являются:
1. Развитие физиологического и речевого дыхания (длительного, плавного вдоха, дифференциации носового и ротового дыхания;
2. Развитие артикуляционной моторики;
3. Развитие мелкой моторики;
4. Развитие фонематического слуха и другие.
Большое значение для правильного развития и произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование.
Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук «р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р». Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.
Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может являться причиной недостаточно громкого произношения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.
Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно
(особенно, если не уверены в правильности произношения, другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко, учит детей различать на слух, как говорят окружающие и они сами.
То есть процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов и даже фраз.
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.
Ну и конечно следует сказать о развитии мелкой моторики рук. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, словарный запас и речь ребенка. Предлагаемые мною игры и игровые упражнения помогут в значительной мере ускорить ход речевого и умственного развития детей младшего дошкольного возраста.
Развитие плавного, длительного вдоха.
Упражнение «Узнай овощ».
Взрослый ставит перед детьми блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети рассматривают овощи, называют их.
Затем на овощах делаются надрезы, укроп растирают в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи.
Далее всем по очереди взрослый завязывает глаза. Дети должны узнать по запаху предложенный овощ.
Упражнение «Узнай фрукт».
Взрослый ставит на стол блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем взрослый по очереди всем детям завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху.
Развитие плавного, длительного выдоха.
-Подуть на шарик для пинг-понга в тазике с водой.
-Сдувать с ладони перышко, ватку и т. д.
-Игра на дудочке.
-«Сдувание снежинок со снежной поляны» (с листа бумаги сдуваются голубые
бумажные снежинки).
-«Чей кораблик уплывет дальше?»
Развитие фонематического слуха.
-Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка.
Необходимо узнать, например, звучание барабана среди других инструментов. -Ребенок стоит спиной, слушает звуки и рассказывает, что делает взрослый: переливает воду, работает ножницами.