Шакирова Юлия Расимовна
Игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста
В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки в особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.
Публикация «Игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является «Игра»
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — писал. В. А. Сухомлинский
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности.
Именно поэтому проблемы сенсорного воспитания, формирования у дошкольников сенсорного опыта, необходимо решать через игру.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной педагогики хорошо понимали значение сенсорного воспитания. Данные проблемы раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Л. А. Венгер, а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П.)
Психологические исследования показали, что без направленного сенсорного воспитания, дети не достигаю достаточного уровня, что в свою очередь тормозит умственное развитие ребенка в целом. Это и послужило основанием к тому, чтобы на новом уровне рассмотреть вопрос о сенсорном развитии и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. Подобное рассмотрение было предпринято в работах А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. П. Саккулиной и их сотрудников.
В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали А. П. Усова, Н. Саккулина, Н. Ветлугина, А. Леушина и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии (Л. Выгодский, Б. Ананьев, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Запорожец, Л. Венгер и др.).
Становится очевидным, что создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка
Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка.
Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.
лноценного развития ребенка.
Сенсорные ощущения классифицируются на: визуальные (зрительные, осязательные, обонятельные, слуховые, вкусовые.
Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о: цвете, размере, форме, запахе, звуках, вкусе.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет:
- На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Ребенок следит за движущимися яркими игрушками, хватает предметы разной формы и величины.
- На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
- Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
- Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
- Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Сенсорное развитие осуществляю через различные формы работы: организованно - образовательную деятельность, художественное творчество, наблюдение, игры – экспериментирования, дидактические игры.
Особое место в сенсорном развитии отводится дидактическим играм.
Дидактические игры сенсорного развития делятся на три категории:
• настольно-печатные игры,
• игры с предметами (природным материалом, игрушками,
• словесные игры или игры со словами.
Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.
Используются как игрушки, так и реальные предметы, в том числе и природный материал (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).
Задачи игр с предметами: сравнение, классификация, установление последовательности.
Игры с предметами способствуют: умению изучать и знакомиться с различными свойствами предметов, их признаками: цвет, форма, качество, умению сравнивать и устанавливать их сходства или различия.
Игры с предметами направленные на развитие:
• тактильных ощущений («Шнуровки», «Узнай фигуру», «Бусы», «Чудесный мешочек», «Найди на ощупь»)
• понятия формы («Подбери по форме», «Подбери заплатку», «Из каких фигур состоит», «Построим комнату для куколки», «Найди предмет такой же формы»)
• понятия величины («Узкая и широкая дорожка», «Собери пирамидку», «Подбери чашки к блюдцам», «Башня»)
• закрепление цвета («Цветные колечки», «Собери круг», «Подбери платок матрешке», «Подбери к дереву листочки», «Подбери по цвету»)
Наиболее эффективным пособием в развитии сенсорных способностей детей являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Блоки Дьенеша
Игровые задачи: знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов; научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам; развивать пространственные представления.
Цветные счетные палочки Кюизенера
Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению.
Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.
Настольно-печатные игры способствуют: умению расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Настольно-печатные игры:
• Лото «Цвет и формы» (Задача: необходимо к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках).
• Домино (В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды»)
• Парные картинки «Найди пару»
• «Разрезные картинки»
• «Складные кубики»
Словесные игры строятся на действиях и словах играющих.
Словесные игры способствуют: углублению знания о предметах и явлениях.
Перед детьми ставятся мыслительные задачи, которые им предстоит решать, в игре описываются предметы или же их нужно отгадать по описанию, группировать по каким-то признакам и свойствам, найти алогизмы в суждениях и так далее.
Словесно-дидактические игры помогают формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов; развивают у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать нелепицы, делать логические выводы; формируют умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам; способствуют развитию сообразительности, внимания, выдержки, быстроту мышления, чувства юмор.