Серебренникова Ольга Николаевна
Игрушки и материалы для детей со сложной структурой дефекта
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорные игры в развитии детей со сложными нарушениями.
В начале коррекционной работы основой построения взаимодействия с аутичными детьми должна быть стереотипная игра. Педагоги поначалу лишь наблюдают, затем осторожно подключаются к играм ребёнка, делая это тактично и ненавязчиво. Взаимодействие не торопят. Сначала выделяют цикл повторяющихся действий, прислушиваются к бормотанию ребёнка во время игры. Когда ребёнок привыкает к нашему присутствию, пробуют организовать взаимодействие с ним. Стараются много не говорить, не совершать активных действий. В нужный момент подают нужную ему деталь, чем обращают его внимание на наше присутствие. Негромко повторяют за ребёнком его слова. Наша цель – дать ребёнку понять, что мы не помешаем ему играть, от нас может быть польза.
Темочки:
Когда дети привыкают к педагогам и начинают чувствовать себя комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадает, и дети реже обращаются к своей стереотипной игре. Параллельно предлагают сенсорные игры. Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребёнком дают новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые.
Цель проведения с аутичным ребёнком специально организованных сенсорных игр – создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого. Механизм проведения игры следующий: привлечённый новым ощущением, ребёнок соглашался на участие в игре, а полученное удовольствие связывалось у него с образом взрослого.
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
переживание приятных эмоций;
возникновение эмоционального контакта с взрослым;
получение ребёнком новой сенсорной информации;
внесение в игру новых социальных смыслов.
Игры с красками.
Цветная вода.
Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент "волшебства" : "Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь. опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!" Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.
Смешиваем краски
Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего -фиолетовый.
Комплекс «ФИГУРКИ»
Оборудование: рамка-вкладыш с геометрическими фигурами круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, по 3-4 кубика четырех основных цветов, по 2-3 больших деревянных бусины четырех основных цветов и шнурок с деревянной палочкой, три «крыши» и фигурки лошадки, коровки и овечки, по 3 деревянных брусочка четырех основных цветов и 4 таких же цветов машинки.
Ребенку дают рассмотреть рамку вкладыш с геометрическими фигурами, показывают, называют и предлагают выбрать одну из них. В зависимости от выбора ребенка, проводится игра с соответствующей темой. Фигурка откладывается в сторону.
«Круг». Ребенку предлагают рассмотреть фигуру, а затем выбрать круглые предметы. Самостоятельно или с помощью взрослого ребенок нанизывает на шнурок деревянные бусины. Можно предложить ребенку выбирать бусины, цвет которых называет взрослый. В случае если ребенок хорошо ориентируется в цветах, можно предложить ему нанизывать бусины чередуя цвета.
«Прямоугольник». Из цветных брусочков ребенок по образцу самостоятельно или с помощью строит цветные ворота. Через эти ворота должны проехать машинки соответствующего цвета. В этой игре можно познакомить ребенка с такими понятиями, как «высокий» и «низкий», «широкий» и «узкий». Если поставить брусочки близко друг к другу, то ворота получаться узкими и можно предложить ребенку сделать так, чтобы машинки смогли проехать. Так же и с высотой. Можно положить брусочки на длинную сторону и ворота получатся низкими.
«Треугольник». Перед ребенком ставятся фигурки животных: лошадка, коровка и овечка. Педагог озвучивает голоса животных, предлагает показать, кто так говорит. Далее перед ребенком ставят треугольные домики-крыши, предлагают поселить в каждый по животному и запомнить, кто и где из них живет. Игрушки достают из домиков обратно. Можно «позвать» животных их голосами. Или выполнить пальчиковые гимнастики.
У овечки на шерсти колечки
Та овечка пасется у речки.
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко.
Кто гуляет на лугу,
Песенку поет му-му? Складываем из пальцев «колечки», чередуя с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец.
Гладим по очереди руки. Сначала кисти, потом от локтя к кисти, потом от плеча к кисти.
Указательные пальцы «рожки» приставить к голове, покачать головой.
«Квадрат». Из набора кубиков ребенку предлагают построить башенки, ставя кубики определенного цвета друг на друга. Можно также предложить построить башенку по уже построенному образцу или с опорой на карточку с нарисованной пирамидкой.
Когда все упражнения будут выполнены, ребенок возвращает фигуры в рамку вкладыш.
По своей сути комплексы представляют собой увязанные в одну игровую тему потешки, пальчиковые гимнастики и массажи, подобранные к сюжету или героям простые задания.
Комплекс «ИГРУШКИ»
Оборудование: рамка-вкладыш «Игрушки», юла или цветные волчки, пирамидка, массажный мячик, плюшевый или из пвх мишка, картинки «юла», «мишка», «пирамидка», «мячик», такие же картинки разрезанные на две одинаковые части.
Ребенку дают рассмотреть рамку вкладыш с фигурками игрушек, называют, показывают и предлагают выбрать одну из них. В зависимости от выбора ребенка, проводится игра с соответствующим предметом. Фигурка откладывается в сторону или ребенку предлагают найти картинку с такой игрушкой и положить фигурку на нее.
«Пирамидка». Ребенку дают пирамидку, дают возможность ее рассмотреть, а потом предлагают ее разобрать и собрать заново. Перед ребенком раскладываются колечки, он должен показать самое большое. Выбранное колечко педагог закручивает вокруг своей оси или пускает по столу к ребенку, который должен его поймать и надеть на ось пирамидки.
«Юла»/«Волчки». Ребенок запускает юлу по очереди правой и левой рукой. Предлагаем пропеть звуки «А», «О», «У», «И». Выбирает по названному цвету соответствующий волчок, запускает, ловит или ждет остановки. Затем волчок опускает в соответствующий по цвету стаканчик.
«Мишка». Ребенку предлагают рассмотреть игрушку, показать глазки, носик, ушки. Далее под песенку «Мишка косолапый» выполняются движения.
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ.
Больше я не буду шишки собирать.
Лягу я в берлогу, буду крепко спать. Переваливаемся с ноги на ногу, покачиваемся.
Приседаем и «берем» шишки
Показываем ладонью на лоб
Топаем ногой
«Грозим» указательным пальцем
Сложить ладошки под щекой, закрыть глаза
«Мячик». Выполняем движения под песенку «Колобок» (Татьяна Морозова)
1 куплет
По дорожке, по тропинке, между сосен прыг да скок.
Очень весело игриво покатился колобок.
Он от бабушки ушел и от дедушки ушел.
Покатился, заблудился непослушный колобок.
Прыг-скок колобок вкусненький, румяненький.
Он похож на пирожок с изюминкою маленькой. Правая рука
Прокатываем массажный мячик по руке от кисти к плечу и обратно
Катаем мячик кистью руки по столу в одну и в другую стороны
Стучим мячиком по столу
Прокатываем мячик кистью вперед и назад
2 куплет
Повстречался он с медведем на тропинке, на лесной.
Мишка очень рассердился, топнул лапою большой.
Ты от бабушки ушел и от дедушки ушел.
Покатился, заблудился, не послушный ты какой.
Прыг-скок колобок вкусненький, румяненький.
Он похож на пирожок с изюминкою маленькой.
Ля ля ля-ля-ля ля-ля ля-ля-ля
Ля ля ля-ля-ля ля-ляля-ляля Левая рука
Прокатываем массажный мячик по руке от кисти к плечу и обратно
Катаем мячик кистью руки по столу в одну и в другую стороны
Стучим мячиком по столу
Прокатываем мячик кистью вперед и назад
Перекладываем мячик из одной руки в другую
После выполнения упражнений ребенку предлагают собрать разрезные картинки из двух половинок и вернуть фигурки обратно в рамку вкладыш.