Бондарь
Игровые упражнения для детей средней группы по формированию фонематических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения для детей средней группы (4-5 лет) по формированию фонематических процессов.
В логопедии фонематические процессы принято рассматривать, как фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез. Фонематические процессы : - Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.
Публикация «Игровые упражнения для детей средней группы по формированию фонематических процессов» размещена в разделах
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематических процессов.
Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при полноценном формировании фонематического восприятия.
Для развития фонематических процессов у детей в возрасте 4-5 лет используются игры и упражнения. Вот некоторые виды игр и упражнений в зависимости от этапов работы
I. этап работы
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
Внимательно послушайте с ребёнком шум ветра, плеск воды, шелест бумаги, звон колокольчика, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложить послушать музыкальные инструменты: барабан, бубен, колокольчик и т. д.
Предложите ребёнку закрыть глаза, прослушать ещё раз звуки и отгадать, что звучало
II. этап работы
На протяжении данного этапа дошкольников учим различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит множество игр и вот несколько игр рассмотрим для примера:
Игра «Узнай свой голос». Записать на диктофон голоса близких людей и голос самого ребёнка. Прослушать голоса и попросить его угадать, кто сейчас говорит.
Игра «Три медведя». Ребёнок отгадывает за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
Игра «Животные и их детёныши».Педагог произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети поднимают соответствующую картинку.
III. этап работы
Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
Игра «Хорошо послушай». Показываем картинку и громко и чётко называем изображение «Вагон». Педагог проговаривает данное слово правильно, и с ошибками. (вагон-вакон-фагон-вагом-вагон).Услышав правильное слово,дети показывают- зелёный кружок, неправильное-красный.
Игра «Добавим и запомним».Ребёнку предлагаем повторить четыре слова со сходным звучанием (Даша,ваша,каша,Паша).Затем первое слово убираем, но добавляем новое.
IV. этап работы
На 4 этапе дети подготовленные к тому, чтобы учиться различать слоги.
Игра «Цепочка». Слоги дети произносят по очереди:ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА….
Игра «Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласные и гласные звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ
V. этап работыНа пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
Игра «Покажи картинку». Выбери слово, которое начинается со звука - А. (тоже с другими гласными)
Игра «Найди одинаковый звук». Что в корзинке? : свёкла, сливы, салат- С
Игра «Помоги клоуну». Найди овощи со звуком –К. (выделение первого звука в слове
Игра «Помоги повару». Поможем повару приготовить компот. Только с тем фруктом, в названии которого звук- С слышим в конце слова.
Игра «Собери грибы». Произносим название грибов, голосом выделяем, какой звук нужно найти в середине слова.