Ирина Краснова
Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А., советский педагог, писатель, публицист
Цели: Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся.
Публикация «Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
Задачи: 1. Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
2. Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
3. Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
4. Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В процессе изучения литературы по данному направлению я открыла для себя понятие «социо-игровая технология.» Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью и вариативностью. Соединение этих трех условий создает социо-игровую атмосферу на занятиях. Но важно знать, что если на занятии одного из них в наличии не будет, то технологическая кострукция занятия может оказаться шаткой и ненадежной.
Социо-игровая технология способствует : движению (на занятиях дети подвижны); разнообразию, вариативности в видах деятельности; неуверенным детям преодолеть нерешительность; самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми. Из этого следует предположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация) :
1. Игра для настроя на занятие (музыкальное приветствие)
2. Игры разминки (ритмические упражнения, пальчиковые)
3. Игры социо-игрового характера (групповые)
4. Игры творческого самоутверждения (вокальные и ритмические импровизации, пластические этюды)
5. Игры ассоциативного характера (на развитие воображения, фантазии)
5. Игры вольные, требующие передвижения (сюжетно-ролевые игры)
Данную технологию можно использовать как на музыкальных занятиях, так и при организации развлечений. Это даёт возможность объединить детей общим делом, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью целого коллектива.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.
Музыкально-дидактические игры – важное
как средство развития музыкальных способностей дошкольников.
Музыкально-дидактические игры – важное средство развития музыкальных способностей дошкольников.
Цель:
- формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме посредством музыкально - дидактических пособий и игр.
- использование в играх всех видов музыкальной деятельности : пение, слушание, музицирования, движение под музыку.
-побуждение к самостоятельным действиям за рамками музыкальных занятий.
Задачи:
- приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
-развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
-формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
- прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельости (игровой, исследовательской, исполнительской).
Организация работы проводится по 3 направлениям:
-групповая и индивидуальная работа с детьми.
-взаимодействие и просветительская работа с родителями.
- совместная работа педагогов ДОУ.
Результаты использования игровых технологий в работе :
-дети легче усваивают и запоминают материал занятия,
-дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.
-в процессе игр дети приобретают специальные знания, умения, навыки.
-повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
• обучающей задачи;
• содержания;
• правил;
• игровых действий.
Использование разных видов музыкально-дидактических игр :
• для развития звуковысотного слуха;
• на развитие чувства ритма;
• на развитие тембрового слуха;
• на развитие диатонического слуха;
• на развитие памяти и слуха;
• на развитие детского творчества.
Музыкально-дидактические пособия и игры :
• в процессе пения;
• в процессе слушания музыки;
• в процессе ритмических движений;
• в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Примеры музыкально-дидактических игр.
Игры для восприятия музыкальных произведений :
- «Расскажи мне о музыке»,
- «О чем рассказывает музыка?»,
- «Что рисует музыка?»
- «Все мы дирижеры»
- «Ожившие картинки»
- «Солнышко и тучка»
- «Музыкальная викторина»
Игры для развития ритмического слуха:
- «Ритмическое эхо»
- «Определи по ритму»
Игры для развития динамического слуха:
- «Эхо»
- «Громко - тихо»
Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:
- «Качели»
- «Лесенка»
- «Угадай по голосу»
Очень ценны музыкальные и литературные цитаты, направленные на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыки, загадки, кроссворды, иллюстрации, карточки ритма, карточки смены темпа, карточки музыкальных форм
Таким образом, игровые технологии являются действенным и активным средством, влияющим на личностное развитие детей. Важно помнить, используя игровые технологии в различных видах музыкальной деятельности, главное дать детям самим почувствовать характер музыки и охарактеризовать ее прежде, чем мы дадим собственную характеристику произведению. Это поможет ребенку ощутить свое собственное я.
Список литературы:
Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. ;
Н. А. Ветлугиной «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр;
Выготский Л. С. Педагогическая психология.
Интернет-ресурсы:
ped-kopilka.ru;
doshvozrast.ru›metodich;