Ольга Стефанова
«Игровые технологии на современном уроке»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии на современном уроке
Играющий и есть мыслящий.
Обучение - это ремесло,
использующее бесчисленное
количество маленьких
трюков.
Д. Пойа
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
• Свободная развивающая деятельность, предпринимаема лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• Творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
Публикация «„Игровые технологии на современном уроке“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
• Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью себя реализует как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивает ее добровольность, возможность выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие вообще от игр педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно – познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим игровым направлениям :
• Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• Учебный материал используется в качестве игрового средства;
• В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Определяющими в повышении эффективности образования являются технологии обучения.
Рассматривая современные технологии обучения в образовании, отметим основные особенности учебного процесса:
• Сжатые временные рамки обучения;
• Высокая степень мотивации обучающихся;
• Концентрированность содержания обучения;
• Развитие коммуникативных способностей к адаптации в условиях неопределенности;
• Немедленное применение полученных знаний;
• Творческое развитие личности.
Этими особенностями объясняется необходимость использования в учебном процессе современных технологий обучения, развивающих творческие способности обучаемых и повышающих их заинтересованность в усвоении материала.
Использование нестандартных форм и методов работы позволяют учителю делать урок ОБЖ более живым, интересным, снять нервное напряжение и усталость учащихся, восстановить их внимание и работоспособность. Решать эти проблемы наряду с традиционными методами обучения позволяют игровые технологии. Они повышают эффективность урока, позволяют привлечь учеников к активной работе.
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация познавательной деятельности учащихся – важнейшая задача учителя. Поэтому на уроках стараюсь применять различные методы, технологии и средства обучения.
Литература.
1. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическая разработка городского учебно – методического центра по делам ГО и ЧС / сост. Е. С. Егоров, В. Г. Трифонов, - Волгоград,1994
2. Основы безопасности жизнедеятельности. Н. Н. Миньков. – Самара,1994
3. Ситников, В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника. М. :АСТ «Ключ-С», 1997
4. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «ОБЖ» в ОУ: - М. :Просвещение,2000
5. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 1996
6. Бабанский М. И. Современный урок. - Москва,1999