МААМ-картинки

Игровая обучающая ситуация как средство экологического воспитания и обучения дошкольников

Русанова Ольга
Игровая обучающая ситуация как средство экологического воспитания и обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Игровая обучающая ситуация как средство

экологического воспитания и обучения дошкольников»

По мнению А. В. Запорожца: «Игра- это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребёнка, его творческие возможности. Включение

элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал».

Темочки:

Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию

у детей осознанно- правильного отношения к растительному и животному миру, а значит ко всему живому. Благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции.

Использование игр в процессе обучения не препятствуют становлению самостоятельной игровой деятельности, а наоборот, различные структурные элементы игры или игрового проекта (воображаемая ситуация, интересный сюжет, ролевые действия и отношения) послужат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая окажет влияние на содержание их игр в дальнейшем.

При проведении игровых обучающих ситуаций можно использовать игрушки- аналоги, которые изображают животных и растения. Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно- игрушечного характера, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом, помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.

Кукол из сказок - героев полюбившихся литературных произведений и мультфильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Это не просто симпатичные игрушки, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, проистекающей от сюжета сказки. Эти игрушки-куклы интересны дошкольникам тем, что в новых неожиданных ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев.

Третья группа ИОС - это игра в путешествия. В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дети в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» в разных местах.

В подобных игровых обучающих ситуациях воспитатель берёт на себя главную роль- экскурсовода или опытного путешественника. В играх- путешествиях большую помощь могут оказать сделанные заранее вместе с детьми и родителями атрибуты: бинокли, подзорные трубы, фотоаппараты, а также настоящее оптическое оборудование: микроскопы, увеличительные лупы, компас, барометры.

Все ИОС требуют от воспитателя определённой подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Воспитателю следует помнить, что это сначала и до конца им организованная игра, в которой он не идёт за детьми, а ведёт их за собой. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру - в ряде случаев он исполняет одновременно две роли: ведёт диалог от имени куклы - персонажа и остаётся воспитателем. При этом нельзя забывать, что интонация голоса, слова, действия – всё должно соответствовать исполняемым ролям.

Какие игрушки необходимо иметь в детском саду для организации

игровых обучающих ситуаций и как их использовать?

Целесообразно собирать красивые, яркие, привлекательные игрушки «сутеевского облика», правдоподобные по форме, чтобы животное можно было узнать, и декоративные по окраске.

Игрушка – это не муляж, не чучело, и поэтому ей необязательно имитировать все натуральные признаки. В настоящее время в продаже имеется много красивых мягких, крупных и лёгких игрушек, изображающих животных. Можно их сделать своими руками вместе с детьми и родителями. Необходимо собрать по 20-25 рыбок, птичек, насекомых, земноводных, речных и наземных животных, самых различных по форме, окраске, материалу. С их помощью хорошо проходит сопоставление игрушечной и живой рыбки, живущей в аквариуме. Этот приём позволяет даже младшим дошкольникам понять главные особенности живого существа - потребность в питании, способность к движению, возможность жить только в воде. В данном случае игрушки являются раздаточным материалом на занятиях – каждый ребёнок получает рыбку или другое животное, которое он рассматривает, а потом и играет с ней.

Для организации разных игровых обучающих ситуаций большое значение имеют куклы, изображающие персонажей известных сказок: Красная Шапочка, Айболит, Карлсон, Буратино, Незнайка, Мальвина и др. Все эти куклы можно сделать из обычных кукол с добавлением той или иной атрибутики. Незаменимы куклы би-ба-бо, при помощи которых можно вести диалог с детьми, изображать разные действия, ими легко манипулировать.

Большую ценность представляют игрушки, изображающие персонажей из сказки «Приключения Чиполлино» - садово-огородные герои могут участвовать в наблюдениях за растениями группы, участка, сада, огорода. Кукол – героев литературных произведений и мультфильмов мы используем в опытнической работе, при проведении различных экологических акций и, конечно, в праздниках.

При использовании игровых обучающих у детей возникают устойчивые положительные эмоции от самой игры и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Моральные усилия педагога компенсируются высокой обучаемостью детей. В рамках экологических проектов методика игровых обучающих ситуаций с использованием различных кукол и игрушек даёт прекрасный результат не только в развитии интеллекта ребёнка, но и в развитии его экологического сознания и культуры в целом.

Хорошим помощником в нашей работе являются журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель», в которых воспитатели находят много интересных предложений по изготовлению пособий, игр и игрушек.

Публикации по теме:

Игровая дидактическая обучающая ситуация «Осторожно, коронавирус!»Игровая дидактическая обучающая ситуация «Осторожно, коронавирус!» ЦЕЛЬ: Познакомить детей со способами борьбы с опасным вирусом. Формирование умения применять в социуме полученные знания в процессе игры.

Игровая дидактическая обучающая ситуация «Вместе — ярче!» по теме «Энергосбережение»Игровая дидактическая обучающая ситуация «Вместе — ярче!» по теме «Энергосбережение» Цель игры: Расширение знаний дошкольников в области энергосбережения, бережного отношения к окружающей среде, энергетическим и природным.

Игровая обучающая ситуация «Путешествие в бабушкин огород» Возрастная группа: старшая группа Тема недели: «Подарки осени» Задачи: 1) Познавательное развитие: закрепить представление детей об овощах.

Игровая обучающая ситуация «Сказки-перевёртыши» волшебника Наоборот» для детей 6–7 летИгровая обучающая ситуация «Сказки-перевёртыши» волшебника Наоборот» для детей 6–7 лет Цель:Освоение Типовых приёмов фантазирования. Задачи:Совершенствовать умение выявлять функцию объекта и заменять ее на противоположную.

Игровая обучающая ситуация «В гостях у Мухи-Цокотухи»Игровая обучающая ситуация «В гостях у Мухи-Цокотухи» Игровая обучающая ситуация «В гостях у Мухи Цокотухи». ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, приглашаю вас отправится в сказку. (идем под музыку «В гостях.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая обучающая ситуация как средство экологического воспитания и обучения дошкольников
Опубликовано: 2 декабря 2022 в 14:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая обучающая ситуация как средство экологического воспитания и обучения дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Русанова Ольга (УИ 3046781) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД