Русанова Ольга
Игровая обучающая ситуация как средство экологического воспитания и обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровая обучающая ситуация как средство
экологического воспитания и обучения дошкольников»
По мнению А. В. Запорожца: «Игра- это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребёнка, его творческие возможности. Включение
элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал».
Публикация «Игровая обучающая ситуация как средство экологического воспитания и обучения дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию
у детей осознанно- правильного отношения к растительному и животному миру, а значит ко всему живому. Благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции.
Использование игр в процессе обучения не препятствуют становлению самостоятельной игровой деятельности, а наоборот, различные структурные элементы игры или игрового проекта (воображаемая ситуация, интересный сюжет, ролевые действия и отношения) послужат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая окажет влияние на содержание их игр в дальнейшем.
При проведении игровых обучающих ситуаций можно использовать игрушки- аналоги, которые изображают животных и растения. Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно- игрушечного характера, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом, помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.
Кукол из сказок - героев полюбившихся литературных произведений и мультфильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Это не просто симпатичные игрушки, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, проистекающей от сюжета сказки. Эти игрушки-куклы интересны дошкольникам тем, что в новых неожиданных ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев.
Третья группа ИОС - это игра в путешествия. В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дети в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» в разных местах.
В подобных игровых обучающих ситуациях воспитатель берёт на себя главную роль- экскурсовода или опытного путешественника. В играх- путешествиях большую помощь могут оказать сделанные заранее вместе с детьми и родителями атрибуты: бинокли, подзорные трубы, фотоаппараты, а также настоящее оптическое оборудование: микроскопы, увеличительные лупы, компас, барометры.
Все ИОС требуют от воспитателя определённой подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Воспитателю следует помнить, что это сначала и до конца им организованная игра, в которой он не идёт за детьми, а ведёт их за собой. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру - в ряде случаев он исполняет одновременно две роли: ведёт диалог от имени куклы - персонажа и остаётся воспитателем. При этом нельзя забывать, что интонация голоса, слова, действия – всё должно соответствовать исполняемым ролям.
Какие игрушки необходимо иметь в детском саду для организации
игровых обучающих ситуаций и как их использовать?
Целесообразно собирать красивые, яркие, привлекательные игрушки «сутеевского облика», правдоподобные по форме, чтобы животное можно было узнать, и декоративные по окраске.
Игрушка – это не муляж, не чучело, и поэтому ей необязательно имитировать все натуральные признаки. В настоящее время в продаже имеется много красивых мягких, крупных и лёгких игрушек, изображающих животных. Можно их сделать своими руками вместе с детьми и родителями. Необходимо собрать по 20-25 рыбок, птичек, насекомых, земноводных, речных и наземных животных, самых различных по форме, окраске, материалу. С их помощью хорошо проходит сопоставление игрушечной и живой рыбки, живущей в аквариуме. Этот приём позволяет даже младшим дошкольникам понять главные особенности живого существа - потребность в питании, способность к движению, возможность жить только в воде. В данном случае игрушки являются раздаточным материалом на занятиях – каждый ребёнок получает рыбку или другое животное, которое он рассматривает, а потом и играет с ней.
Для организации разных игровых обучающих ситуаций большое значение имеют куклы, изображающие персонажей известных сказок: Красная Шапочка, Айболит, Карлсон, Буратино, Незнайка, Мальвина и др. Все эти куклы можно сделать из обычных кукол с добавлением той или иной атрибутики. Незаменимы куклы би-ба-бо, при помощи которых можно вести диалог с детьми, изображать разные действия, ими легко манипулировать.
Большую ценность представляют игрушки, изображающие персонажей из сказки «Приключения Чиполлино» - садово-огородные герои могут участвовать в наблюдениях за растениями группы, участка, сада, огорода. Кукол – героев литературных произведений и мультфильмов мы используем в опытнической работе, при проведении различных экологических акций и, конечно, в праздниках.
При использовании игровых обучающих у детей возникают устойчивые положительные эмоции от самой игры и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Моральные усилия педагога компенсируются высокой обучаемостью детей. В рамках экологических проектов методика игровых обучающих ситуаций с использованием различных кукол и игрушек даёт прекрасный результат не только в развитии интеллекта ребёнка, но и в развитии его экологического сознания и культуры в целом.
Хорошим помощником в нашей работе являются журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель», в которых воспитатели находят много интересных предложений по изготовлению пособий, игр и игрушек.