Марина Расторгуева
Проектная деятельность по профессиональной ориентации в старшем дошкольном возрасте «Встреча с интересными людьми».
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: выбор профессии – ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т. д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей.
Ключевые слова: профессионал, менеджер, топограф, эксперт- криминалист.
Публикация «Проектная деятельность по профессиональной ориентации в старшем дошкольном возрасте „Встреча с интересными людьми“,» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников.
Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?
Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Из бесед с детьми стало понятно, что представление дошкольников о труде взрослых довольно ограничено. Описывая профессии, дети ориентируются на поверхностные, легко видимые характеристики.
Поэтому в старших группах мы решили ввести традицию встреч с интересными людьми.
В гостях у детей побывали люди таких профессий как : повар, ветеринар, инкассатор, водитель, менеджер, учитель, эксперт - криминалист, медсестра, военный топограф.
Цель проекта : расширение и систематизирование знаний детей о мире профессий на примере профессий родителей.
Реализуя данную цель, мы поставили следующие задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых :
-расширение и обогащение знаний детей о многообразии профессий их родителей;
-воспитание уважительного отношения к людям разных профессий;
-подвести детей к понятию, что каждая профессия интересна и своеобразна;
-обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
-организовать работу совместно с родителями, посредством включения их в воспитательно-образовательный процесс.
Этапы работы:
1этап - подготовительный: подбор материала, энциклопедии, создание картотеки, внесение сюжетных игр, видеофильмов, определение маршрута деятельности, распределение обязанностей, создание мастерской для практической деятельности детей.
2 этап - реализация проекта : беседы, просмотр видеофильмов, презентаций, организация встреч с интересными людьми, организация работы мастерской.
3 этап - заключительный: оформление альбома «В мире профессий». Организация в мини- музее детского сада странички «Все работы хороши!». Подготовка экскурсоводов, проведение экскурсий.
Профессия «Инкассатор» :
Папа Стёпы представитель профессии Инкассатор. Он рассказал, что должен знать, и какими навыками владеть инкассатор; что входит в обязанности человека данной профессии. Профессия Инкассатор - опасна и трудна. Для безопасности людей этой профессии необходимо надевать бронежилет, иметь рацию, оружие. Дмитрий Михайлович продемонстрировал бронежилет, и предложил детям примерить его. С большим интересом дети рассматривали специальные мешки для денег, кобуру для оружия.
Профессия «Менеджер» :
Мама Данилы, рассказала, в чём заключается её работа, представила профессию - менеджер. Кто такой менеджер и какими качествами он должен обладать. Представитель этой профессии должен соблюдать определенные правила, давать точную информацию людям.
Профессия «Медсестра» :
Мамы Арсения и Вики познакомили детей с понятием кто такая медицинская сестра; с ее профессиональными действиями; предметами – помощниками (демонстрировали медицинские предметы, рассказывали и уточняли их целевое назначение. Например, градусник помогает определить температуру тела: для этого его ставят под мышку и держат несколько минут, после чего смотрят на шкалу). Елена Сергеевна продемонстрировала детям, как оказать медицинскую помощь. Пригласила ребят принять участие в оказании первой медицинской помощи. Девочки отрабатывали приемы перевязок на мальчиках.
Представительницы данной профессии объяснили детям, чем отличается профессия врача от профессии медсестры.
Профессия «Ветеринарный врач» :
Мама Вари рассказала о профессии ветврача и о содержании ее работы; объяснила детям, в чем заключается разница между ветврачом и врачом, так же повторила с детьми правила обращения с животными. Представитель данной профессии подвела детей к тому, что необходимо заботиться о домашних животных и несли ответственность за тех, кого приручили.
Профессия «Водитель» :
Какая интересная профессия-водитель. Папа Гриши работает водителем. Анатолий Сергеевич рассказал детям, что нужно знать и уметь, чтобы стать хорошим водителем; какими качествами должен обладать водитель. Представитель этой профессии предложил детям вспомнить правила дорожного движения, так же стать участниками дорожного движения. Для этого совместными усилиями взрослых и детей был изготовлен макет "Перекресток", используя который дети показали хорошие знания по ПДД в интеллектуальной игре «Движение». Представитель этой профессии принял участие в сюжетно-ролевых играх: «Мы водители», «Дружные пешеходы».
Профессия «Учитель» :
Учитель английского языка, Юлия Олеговна, вовлекла нас в интересное путешествие по странам. Представитель этой профессии не только познакомила детей с профессией учителя, но и провела с детьми занятие "Страны и языки мира". Дети совершили путешествие по странам Англия, Франция, Германия. В мастерской появилась карта Мира. Дети отметили эти страны на карте Мира флажками, разработали дальнейшее путешествие с приглашением учителя географии.
Профессия «Повар» :
О профессии повара нам рассказала наша замечательная Татьяна Николаевна - повар детского сада. Представитель этой профессий подготовил стендовый доклад о своей профессии. Затем пригласила детей совершить экскурсию в столовую. Там Татьяна Николаевна познакомила детей с электрической мясорубкой и картофелечисткой. Дети увидели труд повара воочую (нарезка, работа с тестом, попробовали сами вылепить плюшки для малышей. В мастерской закипела работа по изготовлению книги рецептов «Мое любимое блюдо».
Профессия «Эксперт-криминалист» :
Чудо профессия эксперт-криминалист, вызвала шквал эмоций и вопросов.
Папа Илюши представил свою профессию "Эксперт - криминалист". Представитель этой профессии рассказал, что профессия эта очень интересна : используется множество волшебных веществ, которые помогают ему определить, чей след, от какой одежды клочок ткани, кому принадлежит ноготь. С огромным интересом дети слушали истории из жизни криминалистов и знакомились с милицейскими принадлежностями (погоны, фуражка, кобура). После этой встречи в мастерской появился опытный отдел по изучению различных вещей.
В результате проведенной работы у детей расширились представления о таких профессиях как : повар, водитель, ветврач, медсестра, учитель.
Дети познакомились с современными профессиями : инкассатор, менеджер, инспектор - криминалист. Родители, работая в тесной связи с педагогами, стали участниками воспитательно - образовательного процесса.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу в данном направлении.
Ожидаемый результат:
В результате проведенной работы у детей сформировались представления о таких профессиях как : повар, инкассатор, водитель, инспектор криминалист, менеджер, ветврач, медсестра.
Дети познакомились современными профессиями : менеджер, инкассатор, эксперт криминалист, военный топограф.
Родители стали участниками воспитательно-образовательного процесса.
Заложены предпосылки познавательной активности детей с целью расширения представлений о профессиях страны и мира.
Продукт проекта : альбом «Мир профессий».
Список литературы.
1. Дыбина О. И. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет.» М., 2010
2. Антипова Л. А. «Мир, в котором я живу». – М. :Сфера,2005
3. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
4. Гризик Т. И. «Познавательное развитие детей 2-7 лет» : метод. Пособие для воспитателей. – 3-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2016
5. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014
6. Интернет ресурсы : https://nsportal.ru/