Получи документы

Игротерапия как средство развития эмоционального интеллекта детей с ОВЗ

марина костенко
Игротерапия как средство развития эмоционального интеллекта детей с ОВЗ

Для гармоничного развития личности не достаточно иметь высокий коэффициент умственного развития (IQ, еще одним очень важным критерием развития личности является его эмоциональный интеллект (EQ).

Лучший способ развивать EQ у детей с ОВЗ - игротерапия!

Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Джорджем Мейером и Питером Сэловеем.

Публикация «Игротерапия как средство развития эмоционального интеллекта детей с ОВЗ» размещена в разделах

Коллега Саловея Дэвид Карузо писал, что «эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

Что такое эмоциональный интеллект (EQ?

Это способность человека: распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, управлять своими эмоциями для решения практических задач.

Задачи развития эмоционального интеллекта.

- формировать у детей способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей (радость, грусть, удивление, страх и т. д);

- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ своих действий и поведения других людей;

- развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты сверстников и взрослых;

- развивать самоконтроль в отношении проявления своих эмоций в процессе деятельности;

- формирование позитивного образа своего «я»;

- содействовать оптимизации детско-родительских отношений.

Слайд 5.

Способы развития EQ :

1. Игра (сенсомоторная, предметная, сюжетно-ролевая игра);

2. Трудовая деятельность;

3. Терапевтические сказки;

4. Творческая деятельность.

Особенностями развития детей с ОВЗ является нарушение коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы познавательной деятельности, снижение когнитивных функций, отсутствие игровой деятельности, повышенный уровень тревожности, зависимость от окружающих, обидчивость, страхи.

Проблема развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ является актуальной на сегодняшний день. Почему?

Наблюдая за детьми, особенно которые только зачислены в группу, можно заметить, что практически у каждого ребенка отсутствует прямой зрительный контакт, кто-то не любит тактильных прикосновений, дети в группе держаться обособленно, малоконтактны со сверстниками. Все эти особенности осложняют организацию коррекционно-развивающих занятий.

Чтобы ребенок чувствовал себя успешным, равным в общении со сверстниками, уверенным, инициативным, необходимо подготовить его не только в интеллектуальном плане, но и в эмоциональным.

Если посмотреть чуть выше, я говорила, что для развития эмоционального интеллекта можно использовать разные способы, одно из них игра. Но сюжетно ролевая игра - высшая форма развития игры, с освоением которой связаны возможности будущей социализации ребёнка, и для большинства детей с ОВЗ она практически недоступна на момент начала коррекционной работы и требует длительного подготовительного процесса.

В своей работе я применяю метод игровой терапии для развития эмоционального интеллекта детей с ОВЗ.

Метод игровой терапии - это метод психотерапевтического воздействия с применением игры. Это необходимо для полного погружения во внутренний мир ребенка.

Это значение игры очень важно для развития саморегуляции. Но есть еще и второй пласт: при этом ребенок не только выражает, но преображает свою личность, что составляет основной смысл игры.

Игра подразделяются на 3 группы: сенсомоторные, предметные и сюжетно-ролевые игры.

Сегодня я хотела остановится на сенсомоторной игре, без освоения которой невозможен переход к предметной и сюжетно-ролевой игре.

И сегодня я хотела бы остановится на сенсомоторной игре, которая служит фундаментом развития предметной и СРИ.

Cенсомоторная игра - эта форма игры направлена на исследование различных свойств предметов окружающего мира с использованием каких-либо действий над ними (ощупывания, облизывания, обнюхивания, постукивания) и развитие моторной сферы.

Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, контактности ребенка, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

До начала применения метода игровой терапии в ходе наблюдения за детьми мы заранее уже знаем, кто из детей условно относится к тактильной группе, эти дети любят прикосновения, сенсорные ощущения (сенсорные коробочки) и т. д., а кто из детей наоборот предпочитает подпрыгивать, бегать, залезать на что-либо повыше (вестибулярные ощущения). И мы уже начинам планировать игры, ориентируясь на особенности детей.

Итак, первая игра

1. Игра: «Бззз…»

Задачи:

зрительный контакт;

удержание и тренировка внимания;

тренировка устойчивости к эмоциональному напряжению в ожидании кульминации.

2. Игра: «Кошка»

Задачи:

Зрительный контакт;

тактильные и проприоцептивные ощущения;

эмоциональное напряжение в ожидании хлопка.

3. Игра: «Зернышко»

Задачи:

саморегуляция (оставаться спокойным и не двигаться);

ассоциирование речи с движением;

вестибулярные и тактильные ощущения.

4. Игра: «Полетать»

Задачи:

зрительный контакт;

удерживание внимания на взрослом, отслеживание движений;

социальный отклик на предложение игры (на слово или жест);

проявление инициативы ребенка в установлении физического контакта;

проприоцептивные (кружение) ощущения.

Предложенные игры несомненно настраивают детей на образовательный процесс, после игры характерен эмоциональный подъем, хорошее настроение и конечно же развиваются навыки коммуникации и взаимодействия. Иногда детям не хочется ждать своей очереди, когда взрослый обратиться к ребенку, дети начинают предлагать друг другу поиграть, даже без речевые дети начинают просто жестами играть.

Фото

На сегодняшний день существует много пособий по развитию EQ. В своей работе я использую пособие М. Королевой «Чувства внутри нас». Это пособие состоит из набора карточек «Чувства в домиках». 36 карточек с изображениями персонажей в разных эмоциональных состояниях. 9 карточек с изображением человечков чувств. 8 карточек с изображением разноцветных домиков.

К карточкам прилагаются игры.

Например, карточки-человечки раскладываются по кругу. Один ребенок начинает рассказывать, как провел выходные. Что интересного произошло. А

остальные дети пытаются распознать какие эмоции испытывал их сверстник и показать на карточке.

Пособия

Что даст ребенку, развитый эмоциональный интеллект?

1. Комфортная социализация;

2. Общее благополучие ребенка;

3. Взаимопонимание с близкими.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

m-a-kostenko-e-i-1_e6n70.ppt | 10021,5 Кб
 
Публикации по теме:

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

План-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 летПлан-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 лет Цель:развитие эмоционального интеллекта детей. Задачи:Образовательные: Повторить и закрепить понятия, связанные с театром и театральной деятельностью;.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детейТехнология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании, как средство развития эмоционального интеллекта у детей. Актуальность: В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игротерапия как средство развития эмоционального интеллекта детей с ОВЗ
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 23:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игротерапия как средство развития эмоционального интеллекта детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем марина костенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД