марина костенко
Игротерапия как средство развития эмоционального интеллекта детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Для гармоничного развития личности не достаточно иметь высокий коэффициент умственного развития (IQ, еще одним очень важным критерием развития личности является его эмоциональный интеллект (EQ).
Лучший способ развивать EQ у детей с ОВЗ - игротерапия!
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Джорджем Мейером и Питером Сэловеем.
Публикация «Игротерапия как средство развития эмоционального интеллекта детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коллега Саловея Дэвид Карузо писал, что «эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
Что такое эмоциональный интеллект (EQ?
Это способность человека: распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, управлять своими эмоциями для решения практических задач.
Задачи развития эмоционального интеллекта.
- формировать у детей способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей (радость, грусть, удивление, страх и т. д);
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ своих действий и поведения других людей;
- развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты сверстников и взрослых;
- развивать самоконтроль в отношении проявления своих эмоций в процессе деятельности;
- формирование позитивного образа своего «я»;
- содействовать оптимизации детско-родительских отношений.
Слайд 5.
Способы развития EQ :
1. Игра (сенсомоторная, предметная, сюжетно-ролевая игра);
2. Трудовая деятельность;
3. Терапевтические сказки;
4. Творческая деятельность.
Особенностями развития детей с ОВЗ является нарушение коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы познавательной деятельности, снижение когнитивных функций, отсутствие игровой деятельности, повышенный уровень тревожности, зависимость от окружающих, обидчивость, страхи.
Проблема развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ является актуальной на сегодняшний день. Почему?
Наблюдая за детьми, особенно которые только зачислены в группу, можно заметить, что практически у каждого ребенка отсутствует прямой зрительный контакт, кто-то не любит тактильных прикосновений, дети в группе держаться обособленно, малоконтактны со сверстниками. Все эти особенности осложняют организацию коррекционно-развивающих занятий.
Чтобы ребенок чувствовал себя успешным, равным в общении со сверстниками, уверенным, инициативным, необходимо подготовить его не только в интеллектуальном плане, но и в эмоциональным.
Если посмотреть чуть выше, я говорила, что для развития эмоционального интеллекта можно использовать разные способы, одно из них игра. Но сюжетно ролевая игра - высшая форма развития игры, с освоением которой связаны возможности будущей социализации ребёнка, и для большинства детей с ОВЗ она практически недоступна на момент начала коррекционной работы и требует длительного подготовительного процесса.
В своей работе я применяю метод игровой терапии для развития эмоционального интеллекта детей с ОВЗ.
Метод игровой терапии - это метод психотерапевтического воздействия с применением игры. Это необходимо для полного погружения во внутренний мир ребенка.
Это значение игры очень важно для развития саморегуляции. Но есть еще и второй пласт: при этом ребенок не только выражает, но преображает свою личность, что составляет основной смысл игры.
Игра подразделяются на 3 группы: сенсомоторные, предметные и сюжетно-ролевые игры.
Сегодня я хотела остановится на сенсомоторной игре, без освоения которой невозможен переход к предметной и сюжетно-ролевой игре.
И сегодня я хотела бы остановится на сенсомоторной игре, которая служит фундаментом развития предметной и СРИ.
Cенсомоторная игра - эта форма игры направлена на исследование различных свойств предметов окружающего мира с использованием каких-либо действий над ними (ощупывания, облизывания, обнюхивания, постукивания) и развитие моторной сферы.
Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, контактности ребенка, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
До начала применения метода игровой терапии в ходе наблюдения за детьми мы заранее уже знаем, кто из детей условно относится к тактильной группе, эти дети любят прикосновения, сенсорные ощущения (сенсорные коробочки) и т. д., а кто из детей наоборот предпочитает подпрыгивать, бегать, залезать на что-либо повыше (вестибулярные ощущения). И мы уже начинам планировать игры, ориентируясь на особенности детей.
Итак, первая игра
1. Игра: «Бззз…»
Задачи:
зрительный контакт;
удержание и тренировка внимания;
тренировка устойчивости к эмоциональному напряжению в ожидании кульминации.
2. Игра: «Кошка»
Задачи:
Зрительный контакт;
тактильные и проприоцептивные ощущения;
эмоциональное напряжение в ожидании хлопка.
3. Игра: «Зернышко»
Задачи:
саморегуляция (оставаться спокойным и не двигаться);
ассоциирование речи с движением;
вестибулярные и тактильные ощущения.
4. Игра: «Полетать»
Задачи:
зрительный контакт;
удерживание внимания на взрослом, отслеживание движений;
социальный отклик на предложение игры (на слово или жест);
проявление инициативы ребенка в установлении физического контакта;
проприоцептивные (кружение) ощущения.
Предложенные игры несомненно настраивают детей на образовательный процесс, после игры характерен эмоциональный подъем, хорошее настроение и конечно же развиваются навыки коммуникации и взаимодействия. Иногда детям не хочется ждать своей очереди, когда взрослый обратиться к ребенку, дети начинают предлагать друг другу поиграть, даже без речевые дети начинают просто жестами играть.
Фото
На сегодняшний день существует много пособий по развитию EQ. В своей работе я использую пособие М. Королевой «Чувства внутри нас». Это пособие состоит из набора карточек «Чувства в домиках». 36 карточек с изображениями персонажей в разных эмоциональных состояниях. 9 карточек с изображением человечков чувств. 8 карточек с изображением разноцветных домиков.
К карточкам прилагаются игры.
Например, карточки-человечки раскладываются по кругу. Один ребенок начинает рассказывать, как провел выходные. Что интересного произошло. А
остальные дети пытаются распознать какие эмоции испытывал их сверстник и показать на карточке.
Пособия
Что даст ребенку, развитый эмоциональный интеллект?
1. Комфортная социализация;
2. Общее благополучие ребенка;
3. Взаимопонимание с близкими.
Спасибо за внимание.