Светлана Дербенева
Играем пальчиками и развиваем речь
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» -говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Действительно, научные исследования доказали прямую зависимость между ступенью развития моторики и развитием речи у ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика у малыша, тем лучше и раньше будет развита его речь. Всё это обусловлено тем, что нервные окончания на пальцах связаны самым непосредственным образом с речевыми центрами в головном мозге. Но мелкая моторика влияет не только на речь, она способствует благоприятному развитию головного мозга в целом.
Публикация «Играем пальчиками и развиваем речь» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В каком возрасте необходимо начинать развивать мелкую моторику? Чем раньше, тем лучше. Не зря ещё с давних времён существует множество специальных потешек («Ладушки-ладушки», «Сорока» и другие). Эти несложные забавы весьма полезны для малышей. Кроме них существует большое количество пальчиковых игр, которые помогают развивать не только ловкость рук, но и имеют обучающее значение (помогают запомнить названия пальцев и пр.).Например упражнение «Семья» : берём по очереди в руку каждый пальчик малыша, массируем лёгкими движениями, приговаривая: «Этот пальчик-дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик - папа, этот пальчик-мама. Ну, а этот пальчик я. Вот и вся моя семья!»
Когда пальцы ребёнка окрепнут и станут более ловкими можно расширять спектр полезных развлечений : лепка из пластилина, солёного теста, глины, шнуровка, складывание пазлов и мозаики, рисование.
В магазинах сейчас продаётся огромное количество развивающих игр и пособий. Однако всё необходимое и не менее интересное для разрабатывания детских ручонок можно найти и дома, стоит лишь проявить фантазию. Отличный материал для этих целей фасоль, горох, макаронные изделия, различные крупы. Прекрасный эффект дают «ванночки» : в большую ёмкость (миску, тазик) насыпаем сухую фасоль, горох, гречку или просто песок. Затем прячем среди крупы или бобовых мелкие предметы (игрушки, небольшие детали конструктора). Задача ребёнка - найти их. Можно устроить малышу мини – песочницу. Также в большой ёмкости, дать формочки и игрушки – пусть возится на здоровье. Вместо песка можно использовать манку. А насыпав манку или песок на поднос, можно пальчиками рисовать картины. Также манку (и любую крупу) можно использовать для создания аппликаций : нанести на картон несложный рисунок, смазать клеем ПВА и посыпать крупой, излишки крупы встряхнуть. Прекрасные аппликации получаются из фасоли, макаронных изделий. Ребёнку предложите увлекательное занятие – изготовление бус из макарон. Их можно окрашивать гуашью, а высушив и нанизав на нитку, порадовать маленькую модницу.
Ещё одна возможность совмещения приятного с полезным рисование гуашью, а рисует ребёнок пусть пальчиками. Помимо развития мелкой моторики такая живопись помогает юному художнику отвлечься, расслабиться и успокоиться. Другой вид пальчикового рисования – рисование пластилином по картону. На плотный лист бумаги наносится рисунок, пластилин необходимо размять – и можно начинать творить. А есть и ещё одна интересная игра – с прищепками. Для этого необходимы цветные пластмассовые прищепки и не слишком тугие (чтобы были по силам малышу). Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ёжика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложить ребёнку снять все прищепки, а потом прикрепить обратно.
Развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление. Ко всему прочему не следует забывать, что правильная работа всех мышц кисти необходима для завязывания шнурков, застёгивания пуговиц, рисования, письма и прочего.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребёнок может проглотить какую - нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся всё более плавными,чёткими и скоординированными.