Ольга Жерновая
«Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста»
Как отмечал известный психолог Леонтьев А. Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становление личности моих воспитанников.
Младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психологического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. На этом этапе происходит формирование основ первоначальной социализации и формирование важнейших личностных новообразований, определяющих в последующем всю систему отношений человека с окружающим миром и с самим собой.
Публикация «„Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Социально-личностное развитие процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интеграции, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду. Оно включает в себя несколько направлений работы и реализуется в процессе общения, игровой, трудовой, познавательной, творческой деятельности, через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской позиции, формирование принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.
Работу по социально - личностному развитию с детьми я начала с младшей группы. В начале, я провела наблюдение за поведением дошкольников в группе и обнаружила, что некоторые из них не всегда адекватно реагируют на ситуации, присутствуют агрессивные тенденции в общении, неспособность сдерживать нежелательные эмоции.
Учитывая особенности детей группы, я поставила перед собой следующие задачи:
- Создавать условия, обеспечивающие свободное самовыражение в любом
виде деятельности, предоставлять возможность для реализации своих
потребностей (интеллектуальных, духовных, двигательных).
- Поощрять проявление доброжелательного отношения, чуткости, понимания сочувствия и сопереживания к окружающим позволяет мне формировать в детях эти качества.
Цель и задачи достигались на основе реализации общеобразовательной программы дошкольного образования :
- программы «Детство»;
- Т. А. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 3-8 лет»;
- Л. Н. Шаманская «Путешествие по сказкам» // нравственное развитие дошкольников;
- Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении».
Новый подход к данной проблеме, потребовал самостоятельного изучения и осмысления современных психолого– педагогических исследований, глубокого анализа научно – методической литературы. Это дало возможность эффективно реализовать содержательный аспект и реализующие технологии социально – эмоционального восприятия дошкольников.
Методы и приёмы работы с детьми по социально-личностному развитию.
Важным этапом моей деятельности явилась разработка перспективного плана по социальному развитию дошкольного возраста. Там я включила такие темы как: «труд взрослых», «предметный мир», «семья», «детский сад», «родной город и наша Родина». В процессе воспитательно – образовательной работы я выделила наиболее эффективные формы обучения:
- развивающие игры (игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры и др) .
- имитационные упражнения;
- этюды;
- импровизации;
- беседы;
- чтение художественных произведений;
- свободное и тематическое рисование или лепка;
- рассказ педагога и рассказы детей;
- сочинение коротких рассказов или историй;
- наблюдения, прогулки.
В качестве основных методов и приё мов я использую:
-утро радостных встреч;
-имитационные игры;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
-просмотр и обсуждение иллюстраций;
-игры и упражнения на распознавание эмоционального состояния;
-индивидуальные беседы;
-фотовыставки;
-беседы с группой воспитанников;
-обсуждение ситуаций из личного опыта воспитанников;
-сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-драматизации;
-групповые праздники (день именинника, день любимой игрушки, праздник друзей, т. д.);
-творческие выставки детей.
В группе созданы благоприятные условия для овладения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Первостепенным в моей педагогической деятельности является индивидуальный подход к детям. Важно, чтобы в группе царила атмосфера принятия ребёнка таким, каков он есть. Моя педагогическая позиция - «вместе с детьми». Увидеть изюминку в каждом ребёнке, вовремя её заметить, поддержать и дать ей возможность проявиться. Внимание со стороны воспитателя, стимулирует детей к самовыражению и, вместе с тем, невольно побуждает дошкольников проявлять интерес к сверстникам, взрослым, сфере их интересов. В результате этого, ребёнок начинает ценить, уважать не только себя, своё «Я», но и окружающих его детей, взрослых.
В системе разнообразных факторов и условий современного развития детей особо хочу отметить игру.
Игра - является средством и инструментом познания мира взрослых людей, их отношений, сферы деятельности, чувств, переживаний, эмоций.
По словам крупного психолога А. В. Запорожца: в игре ребёнок активно воспроизводит привлекательные для него действия, взаимоотношения взрослых и тем самым приобщается к социальной жизни, становится в известном смысле её участником
Ролевые игры помогают детям апробировать различные характеры героев – положительный и отрицательные, грустные и веселые, а также помогают детям воспроизводить эмоциональные тотальности, которые служат ребенку в качестве эталонов. Растущей и развивающейся личности предоставляется возможность соотносить свои переживания с эмоциональными переживаниями близких людей, а затем путем сравнения развивать способность детей изменять и корректировать свою эмоциональную сферу.
Необходимо отметить то, что дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт воспитатель передает детям в совместной с ним игре. Дети охотно подражают и воспроизводят цепочку игровых эпизодов, преимущественно передающие реальные ситуации. Это такие сюжетно – ролевые игры, как «Больница», «Зоопарк», «Семья», «День рождения» и др. Ежедневно я организую различные формы общения детей. Это беседы («Кто я такой?», «Какое у тебя имя», «На кого из сказочных героев хачу быть похож, рисование («Рисую себя», «Мой секрет», «Мой портрет в лучах солнца», Игры – драматизации («Брат и сестра», «Мамин день», «Смешные и грустные истории», имитационные упражнения («Угадай по походке», «Кто это», «Передай другому», индивидуальные беседы («Когда мне грустно», «Что тебя пугает?», «Чему ты радуешься?») .
Необходимо выделить то, что мы с детьми рассматриваем различные реальные ситуации и проводим игры – драматизации. И тут нам помогают театральные куклы и персонажи. С помощью родителей мы приобрели кукольные театры русских народных сказок. Руками родителей и детей был изготовлен пальчиковый театр и пошиты халаты с чепчиками врача для сюжетно – ролевой игры «Больница». Эти персонажи помогают нам в обыгрывании различных ситуаций, которые требуют особого внимания и наиболее оптимального их разрешения. Например, сюжетно – ролевая игра «День рождения куклы Кати» знакомит детей с правилами гостеприимства, учит общению со сверстниками, развивает коммуникативные способности детей.
Достижение положительных результатов в социальном развитии дошкольников невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Это родительские собрания, консультации: «10 правил воспитания ребенка», «Капризный ребенок», анкетирование, памятки о возрастных психологических особенностях детей младшего дошкольного возраста : «Хвалите ребенка чаще», «Что такое дружба?». Родители заинтересованы, сотрудничают, становятся участниками педагогического процесса, что позволяет нам повышать их педагогическую культуру. С родителями достигла полного взаимопонимания.
Игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
Мои дети стали более уверенны в себе, жизнерадостны, активны и адаптированы к различным социальным ситуациям, а многогранная воспитательно–образовательная работа по социальному развитию обеспечила приобретение моими воспитанниками социального опыта, социальных способов взаимодействия, способов общения друг с другом, умения высказывать свои оценки, суждения.
Мне предстоит совершенствовать свою работу и профессиональное мастерство. Но в одном я точно убеждена: социальное развитие детей будет приоритетным в моей педагогической деятельности.