Ольга Моисеева
Игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-гигиенические навыки закладываются в самом раннем возрасте, в то время, когда нервная система ребенка еще пластична, а действия, которые связаны с приёмом пищи, одеванием, умыванием повторяются изо дня в день. Навыки самообслуживания играют большую роль в развитии личности ребенка, так как способны резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой один из самых больших шагов на пути к его независимости.
Публикация «Игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Темочки
Гигиеническое обучение и воспитание играет большую роль в охране и укреплении здоровья ребенка, поскольку воспитание культурно-гигиенических навыков нацелено именно на укрепление здоровья ребенка. В то же время оно решает такую важную задачу, как воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом и психическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одной из главнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская –является привитие ребятам навыков, которые будут укреплять их здоровье. С самого раннего возраста необходимо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».
Перевоплощение навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличие от навыков не только дают возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, которые были приобретены ребенком, сохраняются на протяжении длительного времени и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки приобретают устойчивый характер и довольно тяжело поддаются перевоспитанию.
С целью облегчения процесса освоения культурно-гигиенических навыков, необходимо сделать этот процесс не только наиболее доступным, но также интересным и привлекательным для ребенка раннего возраста. И делать это необходимо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом, очень важным является учёт возрастных особенностей детей 3-го года жизни, а именно, стремление к самостоятельности.
Так же следует учитывать тот факт, что дети третьего года жизни, овладевая новыми навыками, довольно часто превращают собственные действия в игру. Отсюда можно сказать, что самым эффективным способом усвоения новых навыков является - игра.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры- инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.
Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
С целью развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, целесообразно проводить такие виды игр:
• Навык одевания и раздевания
Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей»(Знакомство с раздевалкой, дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик», «Чья картинка», игра «Уложим куклу спать», игра «Такие разные носочки», дидактическая игра «Кукла Маша идёт на прогулку», игра «Поможем кукле раздеться», дидактические игры «Застёжки и шнурки»,«Волшебные пуговки», игра «Каждая ножка - в свой домик»и т. д.
• Навык культуры еды
Игровая ситуация «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин; игра «Кукла ждет гостей», игра «Накормим куклу обедом», игра «Семья» и т. д.
• Навык пользования носовым платком
Игра "Кукла заболела", упражнение "Носики-курносики", игра «Платочек для куклы Оли», игра «Чудесный платочек» и т. д.
• Навык мытья рук
Игра «Умоем куклу Машу», игра «Покажи чистые ладошки», упражнение «Мыльные перчатки», упражнение «Сделаем лодочки», дидактические игры: «Причешем куклу Машу», «Купание куклы» и т. д.
Главным критерием отбора игр является доступность восприятия и наглядность (яркие цвета, простые формы игровых элементов). Так как у детей раннего возраста концентрация внимания довольно низкая, игры должны проводиться в небольшом временном интервале.
Особое внимание следует уделять интерактивности, максимальности вовлечения детей в игровой процесс для большей заинтересованности.
Особое внимание необходимо уделить работе с родителями. Планирование проведения следующих консультаций:
1.«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
2.«Как привить детям культурно – гигиенические навыки»
3.«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»
Проведение круглого стола: «Как вырастить ребенка здоровым?», «Воспитание навыков самообслуживания». Беседы с родителями: «О поведении ребенка за столом», «О режиме дня в выходные дни», «Как одевать ребенка на прогулку» и т. д.
Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила личной гигиены, то окружающие будут проявлять к ним уважение и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.