Алия Зарипова
Игра как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
УДК___
А. Ф. ЗАРИПОВА
г. Уфа
«Игра – как средство развития детей дошкольного возраста»
«Обладает ли игра (обучающая) чем – то таким, что заставляет нас играть и, играя, познавать?». Можно ответить на этот вопрос однозначно: «Да». Игра должна вести мысль играющих через все ее действия: вопросы и ответы, поддержание интереса с введением новых элементов; создание ситуации оживления. Неожиданности и удовольствия, трудности открытия. Важно, чтобы игра подходила для всех, не утомляла повторами. Отсюда следует, что обучающие игры – это то, с помощью чего мы играем и познаем. Важно, чтобы у играющих было желание играть, и основано оно было на добровольности. Второй, не менее важный элемент обучающей игры состоит в том, чтобы сам педагог четко для себя уяснил, где грань между учебными играми и обучающей игрой?
Публикация «Игра как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Учебные игры – это определенный объем информации или сообщение, которое в какой – то степени посягает на свободу играющих, где утрачивается развлекательность.
«Обучающая игра» - термин до некоторой степени тавтологичен. Игра и учение – единый умственный процесс, и педагог – профессионал всегда ведет урок в игровой атмосфере. Обучающие игры имеют ряд правил: они не должны содержать слишком много информации (даты, имена, правила, формулы, иначе они перестают быть играми; должны расширить мышление детей, поощрять инициативу; не должны создавать ситуацию зависимости от микрокомпьютера или видеомагнитофона; должно быть больше самостоятельности, воображения, творчества.
В каких же моментах обучающая игра не только полезна, но и необходима? Во-первых, для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог - дети» и отношений между детьми; во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения используются обучающие игры (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т. д., которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач.
Характеризуя учебные игры, необходимо отметить следующие особенности:
- педагог действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон;
- педагог находиться в роли наблюдателя или болельщика;
- педагог участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта, консультанта.
Рассмотрим более подробно игровые технологии в обучении и воспитании.
1. В практике педагогов широко известно использование проблемно- игровых ситуаций, цель которых – развитие у детей творческих способностей. Проблемно- игровые ситуации содействуют включению ребенка в творческую деятельность, развитию своего творческого начала, формированию у детей коммуникативно-оценочного отношения к творчеству.
Начало развитию творчества должно положить, прежде всего, знакомство детей друг с другом. Например, проблемно-игровая ситуация «Растущие цепочки». Дети садятся (становятся) в круг, один из играющих называет свое имя, сосед повторяет и называет свое. Каждый последующий повторяет предыдущую цепочку и добавляет к ней свое звено. Подобный вариант проблемно-игровой ситуации может быть использован на занятиях по иностранному языку, в усвоении алфавита или других заданиях.
2. Игры на развитие мышления, речи, памяти и внимания детей. Например, игра «Три слова». Педагог предлагает детям три слова, не связанных между собой по смыслу. Цель: составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова. Условия игры: можно менять падежи, дополнять предложения другими словами. Варианты слов:
- книга, небо, цветок;
- двор, мяч, друзья;
- очки, сумка, велосипед и т. д.
Простой вариант ответа может быть таким: «В книге описаны небо и цветы». Оригинальный вариант: «О необыкновенных цветах и лазурном небе были стихи в этой книге». Игру можно усложнять и предлагать детям составлять не только предложения, но и целые рассказы.
3. Игры и упражнения на формирование умения выделить основные, характерные признаки предметов, на сравнение и сопоставление их. Например, игра-упражнение «Сопоставление». Цель: выразить суждение об отношении свойств разных предметов. «Таня и Галя читали книги. Они начали читать одновременно и читали одинаково быстро. Таня прочитала больше книг, чем Галя. Кто из них потратил больше времени?»( ответ : Таня).
4. Игры на обобщение предметов по определенным признакам. Например, назовите предметы по свойствам материалов: деревянные, пластмассовые; по форме: круглые и т. д.
5. Игры на развитие умений отличать реальные явления от нереальных. Например, «Кто летает?». Педагог спрашивает, а дети без пауз должны отвечать.
«Орел летает?»- Летает! (поднимают руки);
Воробей летает? – Летает!
Змея летает?
(Тот, кто ошибается – водит, задает вопросы).
6. Игры на развитие фонематического слуха и смекалки. Например, «Невидимые слова». Педагог в воздухе как бы прописывает простые слова, а дети должны суметь прочитать их и записать на своем листе, но так, чтобы другие не видели. Потом педагог оценивает результат.
7. Деловая игра – используется при усвоении детьми нового материала и для закрепления пройденного, формирования общеучебных умений, а также для изучения материала с различных позиций.
Следует особо отметить, что в любой обучающей игре есть игровое действие. Оно имеет учебно-тренировочный характер и всегда повторяется и проверяется детьми. При разработке игры важно использовать такие игровые действия, которые потребуют от ребенка усвоения необходимой информации и выражения ее в заранее заданной вами информационно-логической схеме.
Использование игры в обучении и воспитании – это уже готовность к изменению мышления. Игра в учебно-воспитательном процессе одновременно является и формой, и методом обучения – вполне самостоятельной категорией.