Валентина Кожевникова
«Игра — форма организации детской жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Классификация игр.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Вот несколько примеров классификации игр, имеющих место быть в дошкольной педагогике.
1. Классификация, предложенная Ф. Сохиным, В. Ядэшко.
Сюжетно-ролевые:
• игры-драматизации;
• строительные.
Игры с правилами:
• дидактические;
• подвижные;
• игры-забавы.
Публикация «„Игра — форма организации детской жизни“» размещена в разделах
2. Классификация, предложенная отечественной дошкольной
педагогикой.
Творческие:
• сюжетно-ролевые игры;
• строительно-конструктивные
. игры-драматизации;
Игры с правилами:
• дидактические;
• подвижные;
3. Классификация, предложенная программой «Истоки».
Игры, возникающие по инициативе ребенка:
• игра-экспериментирование;
• самостоятельная сюжетная игра :
— сюжетно-отобразительная;
— сюжетно-ролевая;
— режиссерская;
— театральная.
Игры, возникающие по инициативе взрослого:
• обучающие:
— дидактические;
— подвижные;
— сюжетно-дидактические.
• досуговые:
— игра-забава;
— игра-развлечение;
— театрально-постановочные,
— интеллектуальные;
— празднично-карнавальные.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:
• традиционные или народные.
4. Классификация, предложенная программой «Детство».
• Творческие игры:
— сюжетно-ролевые;
— строительно-конструктивные;
— режиссерские;
— игры-драматизации;
— игра-экспериментирование.
• Дидактические игры.
• Подвижные игры.
Итогом данного анализа классификации игрявляется то, что игры можно разделить на 2 большие группы:
1. Игры с готовыми правилами
2. игры без правил «вольные игры»
2. Педагогическое руководство играми детей.
. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для их возникновения и развития.
Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции — это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера. Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицания и запрещения.
Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.
Выделим условия успешного руководства игрой:
1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы,
переживания.
Это непросто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослым своими намерениями.
2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.
Наши дети растут в непростое время, и все же они - надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться.
Игра — это тот чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования.
3. Практическая часть.
1. Брейн-ринг для педагогов «Игра — дело серьезное».
Педагоги делятся на три команды.
Вопросы и ответы к игре.
Вопрос 1: Что требуется для развития игровой деятельности?
Ответ: Чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей; во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями; в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.
Вопрос 2: Какой должна быть предметно-игровая среда?
Ответ: Поскольку программа «Детство» ориентируется на концепцию целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности, это предполагает:
— последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей;
— учет половых особенностей и предпочтений детей;
— направленность на развитие целостных ориентации ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми;
— стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений.
Задача игры — помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.
Вопрос 3: Какова роль взрослого в организации детской игры?
Ответ: Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.
Вопрос 4: Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
Ответ: Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.
Вопрос 5: Какой должна быть игрушка?
Ответ: Она должна вызывать у ребенка (независимо от возраста) положительные эмоции; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности, она должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных и безопасных материалов.
Вопрос 6: Надо ли запрещать так называемые военизированные игрушки?
Ответ: Нет, не надо; даже если убрать из квартиры и детского сада все пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в «войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут на себе определенную функцию. а какую — скажем позже.
Вопрос 7: Назвать по группам:
— Игрушки, моделирующие семейные отношения. (Куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, щетки, расчески и т. д.)
— Игрушки, моделирующие отношения вне дома. (Дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта и др. ; техника, игрушки, связанные с трудом других людей (докторский чемоданчик, набор парикмахера и др.).)
— Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний. (Военизированные игрушки - солдатики, ножи, пистолеты, наручники, дротики; подушки разных размеров, боксерская груша и перчатки, надувные мячи, маски, головные уборы, старые газеты и др. материалы.)
Вопрос 8: Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры? Ответ: Все свободное время.
Вопрос 9: Чем отличаются сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация и режиссерская игра?
Ответ: Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно-ролевой игры — самостоятельность детей.
Элементами сюжетно-ролевой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.
Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.
В режиссерской игре ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре — речь.
Вопрос 10: Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре?
Ответ: Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.
Вопрос 11: Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?
Ответ: Дошкольникам совсем небезразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.