Лучший педагог года

«Хэппенинг как новаторский метод в воспитании детей младшего возраста»

Кольцова Елена Сергеевна
«Хэппенинг как новаторский метод в воспитании детей младшего возраста»

Согласно Федеральному стандарту дошкольного образования, акцентируется внимание на художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, что способствует развитию личностных качеств и творческих способностей каждого малыша, включая искусство рисования. Рисование для детей представляет собой процесс творчества и радости, который не должен вызывать принуждение. Обучая рисованию детей младшего дошкольного возраста, необходимо учитывать специфику их развития, поскольку у них еще не сформированы базовые моторные навыки. В частности, у детей отсутствует умение корректно держать письменные и рисовальные инструменты, контролировать усилие приложения к поверхности рисования, а также определение границ рабочей области, что часто приводит к разочарованию и отказу от дальнейших попыток изобразить задуманное.

В мире искусства существует обширная палитра методик и подходов к рисованию, которые призваны не только обучать, но и стимулировать развитие уникальных талантов и творческого потенциала у детей. В этом контексте, особую роль играет личностно-ориентированное образование, которое включает в себя так называемый «хэппенинг». Этот метод предполагает использование нестандартных и спонтанных приёмов рисования, где результат является следствием творческого процесса, а не целенаправленного применения традиционных художественных техник. «Хэппенинг», происходящее от английского слова, означающего "событие" или "случай", подразумевает создание арта в условиях непредсказуемости и импровизации, что позволяет участникам максимально раскрыть свою индивидуальность.

Хэппенинг — это выразительное проявление авангардного искусства, организующее серию спонтанных действий, проектов или обстоятельств с участием артистов, где исход частично предоставлен случайности. Эта арт-практика основывается на непредсказуемости и отсутствии заранее заданной програмы. Такие подходы в искусстве предполагают создание произведений без заблаговременно определённого плана, гарантируя непредвиденность результата, что способствует повышению интереса у детей к визуальному искусству. Работа с инновационными методиками в рисовании воспитывает в детях самостоятельность, уверенность в своих возможностях, при этом процесс творчества обогащает их эмоциональный мир, приносит удовлетворение от собственных достижений. В ходе творческой деятельности дети развивают коммуникативные навыки, узнают больше о мире вокруг себя, уточняют и расширяют свои представления о нём, а также осваивают различные приёмы рисования, учатся сознательно применять свои знания и умения на практике.

При взаимодействии с малышами разных лет могут применяться разнообразные формы хэппенинга, в числе которых:

- рисование пальчиками,

- рисование кулачком,

- рисование ладошкой,

- искусство создания изображений на подносе, используя манку или разноцветный песок,

- Точечная живопись с использованием ватных палочек,

- оттиск печатками,

- рисование смятой бумагой.

Прежде чем приступить к реализации проектов в рамках методики хэппенинга, необходимо ознакомить детей с ассортиментом художественных принадлежностей, в число которых входят цветные карандаши, пастель, акварели, пальчиковые красители и гуашь.

В начальной фазе обучения происходит индивидуальная и коллективная работа с детьми с целью обучения их навыкам рисования. В ходе педагогической деятельности было замечено, что юные художники предпочитают использовать для своих творческих проектов краски вместо графитных или цветных карандашей. Заметно высокий интерес к пальчиковым краскам и гуашевым пигментам, привлекательным за счет их насыщенности и визуальной выразительности, что важно для развивающегося восприятия в детском возрасте, где тактильные ощущения играют ключевую роль в познании мира. Анализ результатов показывает, что для малышей особенно эффективна техника хэппенинг, вовлекающая в процесс творчества всю руку, от ладошки до отдельных пальцев, тем самым способствуя развитию моторики и воображения. Эта техника делает акцент на экспериментировании с разнообразными способами применения красок, обеспечивая гармоничное развитие как правой, так и левой руки. При рисовании пальчиками дети исследуют различные техники – от отпечатков до сложных текстур, создавая разнообразные узоры и образы, что позволяет им выразить свою уникальность и творческий потенциал. Таким образом, пальчиковое рисование становится не только средством художественного выражения, но и важным инструментом развития тонкой моторики, внимания и воображения, что вносит значимый вклад в комплексное развитие личности ребенка.

- Этот метод рисования эффективно стимулирует развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь положительно влияет на формирование речевых навыков.

- развитие тактильного восприятия (возникновение новых сенсорных впечатлений при касании краски пальцем, при перемещении по разнообразным текстурам для создания изображений);

- Восприятие ребенком своего физического существования;

- способствует предварительному формированию творческого потенциала;

- Улучшение моторики пальцев и кистей (при помощи окрашивания изображений пальцем, ребенок обучается определять контуры).

- эволюция концепций цветности;

- Стимулирование креативности и визуального воображения.

При создании рисунков методом кулачкового оттиска с акцентом на большой палец, визуализируются мотивы улитки, розы, раковины. Применяя технику с полуоткрытым кулаком, можно наблюдать в оформлении элементы банана или радуги, что вызывает у детей радость от процесса нанесения точек и выполнения линий.

Рисование при помощи ладони – это один из популярных методов художественного творчества среди детей. Применяя разные техники ладошкой - такие как мазки, создание отпечатков и прочее - малыши могут реализовывать абстрактные идеи, получая удовольствие от игры с красками, либо же конструировать детализированные изображения. Изменяя положение руки, добавляя к оттискам детали, дети могут осуществлять на бумаге разнообразные художественные замыслы. Например, раскрытая ладонь с пальцами вниз может превратиться в изображение осьминога с добавлением глаз и улыбки. Создав очертания отпечатком ладошек в круговой форме и дополнив их серединкой, можно изобразить теплое солнце или нарисовать цветок.

Техника точечного нанесения краски создаёт иллюзию объёмной текстуры мягких поверхностей. Используя точки, художник может визуализировать снежный покров, луг с одуванчиками, фейерверки, листву, зелёную траву, воздушные облака или даже заполнять заданные контуры и шаблоны уникальными оттисками.

Техника создания изображений с помощью смятой бумаги основывается на аналогичных принципах, что и техника пунктирного рисования.

В детстве предоставляется возможность заняться такой уникальной формой творчества, как хэппенинг, который включает в себя рисование на поверхности, засыпанной манной крупой. Руководствуясь интуицией, дети создают различные формы и образы, например, геометрические фигуры и природные элементы, что поддерживает их креативность и способность к визуализации. Через такую деятельность малыши активнее исследуют себя, свое «Я», стремятся преодолевать вызовы и находить оригинальные решения. Такой подход способствует динамичному развитию когнитивных функций, улучшению моторики рук и зрительно-моторной интеграции, а также раскрытию творческого потенциала каждого ребенка. Применение инновации в форме хэппенинга создает благоприятную среду для достижения успеха даже при ограниченном опыте участников, поддерживая их позитивное эмоциональное состояние и чувство комфорта. Эта нетрадиционная методика хэппенинга успокаивает, захватывает внимание детей, развивает терпение и стимулирует к поиску креативных подходов. Благодаря быстрому достижению результатов, хэппенинг особенно ценен для самых маленьких, которым трудно долго сосредотачиваться на одном деле, и помогает укрепить их уверенность в собственных силах, принося радость. Изобразительная деятельность является важнейшим аспектом дошкольного воспитания, поскольку она позволяет детям отображать свои ощущения от внешнего мира, способствует их гармоничному развитию, обогащает и раскрывает их артистические таланты. В конечном итоге, хэппенинг способствует поддержанию индивидуальности ребенка, максимально развивая его познавательные способности на базе уже имеющегося жизненного опыта.

Литература

1. Алексеева, Л. Н. Роль инновационных технологий в качестве инструмента экспериментальной работы // Л. Н. Алексеева // Учитель. – 2006. – Выпуск 3. – Стр. 78.

2. Бондаревская, Е. В. Дань разработке и реализации личностно-центрированного подхода в образовании [монография] / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Ростовское педагогическое издательство, 2008. – 352 стр.

3. Ватутина Н. Д. "Ребёнок поступает в детский сад": Методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений / Под редакцией П. И. Каплана. – Москва: Издательство "Просвещение",1983. – 146 страниц.

4. Выготский Лев Семенович. «Воображение и творчество у детей дошкольного возраста». Москва, 1967. 324 страницы.

5. Денисова Д. "Школа семи гномов". Москва: Издательство "МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2017 год. Объем издания – 10 страниц.

6. Галигузова Л. Н. "Воспитание и развитие раннего возраста (2-3 года): методика для детских садов". Москва: Просвещение, 2007. - 248 стр.

7. Казакова Т. Г. Наиболее важные вопросы в области становления и развития художественных и изобразительных талантов у детей: Монография. 2-е издание. – Москва: - 2004. – 254 стр.

8. Мартынова Е. В. Разработка и проведение практических исследовательских задач для детей в возрасте от 2 до 7 лет. – Волгоград: Издательство "Учитель", 2012.

9. Селевко Георгий Константинович. "Современные образовательные технологии": Учебник [материал] / автор Г. К. Селевко – издание Москва: Издательство "Народное образование", 2008. – Объемом 256 страниц.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Хэппенинг как новаторский метод в воспитании детей младшего возраста»
Опубликовано: 6 октября 2024 в 23:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Хэппенинг как новаторский метод в воспитании детей младшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Кольцова Елена Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД