Кольцова Елена Сергеевна
Хэппенинг как новаторский метод в воспитании детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному стандарту дошкольного образования, акцентируется внимание на художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, что способствует развитию личностных качеств и творческих способностей каждого малыша, включая искусство рисования. Рисование для детей представляет собой процесс творчества и радости, который не должен вызывать принуждение. Обучая рисованию детей младшего дошкольного возраста, необходимо учитывать специфику их развития, поскольку у них еще не сформированы базовые моторные навыки. В частности, у детей отсутствует умение корректно держать письменные и рисовальные инструменты, контролировать усилие приложения к поверхности рисования, а также определение границ рабочей области, что часто приводит к разочарованию и отказу от дальнейших попыток изобразить задуманное.
Публикация «Хэппенинг как новаторский метод в воспитании детей младшего возраста» размещена в разделах
В мире искусства существует обширная палитра методик и подходов к рисованию, которые призваны не только обучать, но и стимулировать развитие уникальных талантов и творческого потенциала у детей. В этом контексте, особую роль играет личностно-ориентированное образование, которое включает в себя так называемый «хэппенинг». Этот метод предполагает использование нестандартных и спонтанных приёмов рисования, где результат является следствием творческого процесса, а не целенаправленного применения традиционных художественных техник. «Хэппенинг», происходящее от английского слова, означающего "событие" или "случай", подразумевает создание арта в условиях непредсказуемости и импровизации, что позволяет участникам максимально раскрыть свою индивидуальность.
Хэппенинг — это выразительное проявление авангардного искусства, организующее серию спонтанных действий, проектов или обстоятельств с участием артистов, где исход частично предоставлен случайности. Эта арт-практика основывается на непредсказуемости и отсутствии заранее заданной програмы. Такие подходы в искусстве предполагают создание произведений без заблаговременно определённого плана, гарантируя непредвиденность результата, что способствует повышению интереса у детей к визуальному искусству. Работа с инновационными методиками в рисовании воспитывает в детях самостоятельность, уверенность в своих возможностях, при этом процесс творчества обогащает их эмоциональный мир, приносит удовлетворение от собственных достижений. В ходе творческой деятельности дети развивают коммуникативные навыки, узнают больше о мире вокруг себя, уточняют и расширяют свои представления о нём, а также осваивают различные приёмы рисования, учатся сознательно применять свои знания и умения на практике.
При взаимодействии с малышами разных лет могут применяться разнообразные формы хэппенинга, в числе которых:
- рисование пальчиками,
- рисование кулачком,
- рисование ладошкой,
- искусство создания изображений на подносе, используя манку или разноцветный песок,
- Точечная живопись с использованием ватных палочек,
- оттиск печатками,
- рисование смятой бумагой.
Прежде чем приступить к реализации проектов в рамках методики хэппенинга, необходимо ознакомить детей с ассортиментом художественных принадлежностей, в число которых входят цветные карандаши, пастель, акварели, пальчиковые красители и гуашь.
В начальной фазе обучения происходит индивидуальная и коллективная работа с детьми с целью обучения их навыкам рисования. В ходе педагогической деятельности было замечено, что юные художники предпочитают использовать для своих творческих проектов краски вместо графитных или цветных карандашей. Заметно высокий интерес к пальчиковым краскам и гуашевым пигментам, привлекательным за счет их насыщенности и визуальной выразительности, что важно для развивающегося восприятия в детском возрасте, где тактильные ощущения играют ключевую роль в познании мира. Анализ результатов показывает, что для малышей особенно эффективна техника хэппенинг, вовлекающая в процесс творчества всю руку, от ладошки до отдельных пальцев, тем самым способствуя развитию моторики и воображения. Эта техника делает акцент на экспериментировании с разнообразными способами применения красок, обеспечивая гармоничное развитие как правой, так и левой руки. При рисовании пальчиками дети исследуют различные техники – от отпечатков до сложных текстур, создавая разнообразные узоры и образы, что позволяет им выразить свою уникальность и творческий потенциал. Таким образом, пальчиковое рисование становится не только средством художественного выражения, но и важным инструментом развития тонкой моторики, внимания и воображения, что вносит значимый вклад в комплексное развитие личности ребенка.
- Этот метод рисования эффективно стимулирует развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь положительно влияет на формирование речевых навыков.
- развитие тактильного восприятия (возникновение новых сенсорных впечатлений при касании краски пальцем, при перемещении по разнообразным текстурам для создания изображений);
- Восприятие ребенком своего физического существования;
- способствует предварительному формированию творческого потенциала;
- Улучшение моторики пальцев и кистей (при помощи окрашивания изображений пальцем, ребенок обучается определять контуры).
- эволюция концепций цветности;
- Стимулирование креативности и визуального воображения.
При создании рисунков методом кулачкового оттиска с акцентом на большой палец, визуализируются мотивы улитки, розы, раковины. Применяя технику с полуоткрытым кулаком, можно наблюдать в оформлении элементы банана или радуги, что вызывает у детей радость от процесса нанесения точек и выполнения линий.
Рисование при помощи ладони – это один из популярных методов художественного творчества среди детей. Применяя разные техники ладошкой - такие как мазки, создание отпечатков и прочее - малыши могут реализовывать абстрактные идеи, получая удовольствие от игры с красками, либо же конструировать детализированные изображения. Изменяя положение руки, добавляя к оттискам детали, дети могут осуществлять на бумаге разнообразные художественные замыслы. Например, раскрытая ладонь с пальцами вниз может превратиться в изображение осьминога с добавлением глаз и улыбки. Создав очертания отпечатком ладошек в круговой форме и дополнив их серединкой, можно изобразить теплое солнце или нарисовать цветок.
Техника точечного нанесения краски создаёт иллюзию объёмной текстуры мягких поверхностей. Используя точки, художник может визуализировать снежный покров, луг с одуванчиками, фейерверки, листву, зелёную траву, воздушные облака или даже заполнять заданные контуры и шаблоны уникальными оттисками.
Техника создания изображений с помощью смятой бумаги основывается на аналогичных принципах, что и техника пунктирного рисования.
В детстве предоставляется возможность заняться такой уникальной формой творчества, как хэппенинг, который включает в себя рисование на поверхности, засыпанной манной крупой. Руководствуясь интуицией, дети создают различные формы и образы, например, геометрические фигуры и природные элементы, что поддерживает их креативность и способность к визуализации. Через такую деятельность малыши активнее исследуют себя, свое «Я», стремятся преодолевать вызовы и находить оригинальные решения. Такой подход способствует динамичному развитию когнитивных функций, улучшению моторики рук и зрительно-моторной интеграции, а также раскрытию творческого потенциала каждого ребенка. Применение инновации в форме хэппенинга создает благоприятную среду для достижения успеха даже при ограниченном опыте участников, поддерживая их позитивное эмоциональное состояние и чувство комфорта. Эта нетрадиционная методика хэппенинга успокаивает, захватывает внимание детей, развивает терпение и стимулирует к поиску креативных подходов. Благодаря быстрому достижению результатов, хэппенинг особенно ценен для самых маленьких, которым трудно долго сосредотачиваться на одном деле, и помогает укрепить их уверенность в собственных силах, принося радость. Изобразительная деятельность является важнейшим аспектом дошкольного воспитания, поскольку она позволяет детям отображать свои ощущения от внешнего мира, способствует их гармоничному развитию, обогащает и раскрывает их артистические таланты. В конечном итоге, хэппенинг способствует поддержанию индивидуальности ребенка, максимально развивая его познавательные способности на базе уже имеющегося жизненного опыта.
Литература
1. Алексеева, Л. Н. Роль инновационных технологий в качестве инструмента экспериментальной работы // Л. Н. Алексеева // Учитель. – 2006. – Выпуск 3. – Стр. 78.
2. Бондаревская, Е. В. Дань разработке и реализации личностно-центрированного подхода в образовании [монография] / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Ростовское педагогическое издательство, 2008. – 352 стр.
3. Ватутина Н. Д. "Ребёнок поступает в детский сад" : Методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений / Под редакцией П. И. Каплана. – Москва: Издательство "Просвещение",1983. – 146 страниц.
4. Выготский Лев Семенович. «Воображение и творчество у детей дошкольного возраста». Москва, 1967. 324 страницы.
5. Денисова Д. "Школа семи гномов". Москва: Издательство "МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2017 год. Объем издания – 10 страниц.
6. Галигузова Л. Н. "Воспитание и развитие раннего возраста (2-3 года) : методика для детских садов". Москва: Просвещение, 2007. - 248 стр.
7. Казакова Т. Г. Наиболее важные вопросы в области становления и развития художественных и изобразительных талантов у детей : Монография. 2-е издание. – Москва: - 2004. – 254 стр.
8. Мартынова Е. В. Разработка и проведение практических исследовательских задач для детей в возрасте от 2 до 7 лет. – Волгоград: Издательство "Учитель", 2012.
9. Селевко Георгий Константинович. "Современные образовательные технологии" : Учебник [материал] / автор Г. К. Селевко – издание Москва: Издательство "Народное образование", 2008. – Объемом 256 страниц.