Получи документы

Конспект занятия «Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Хохломская роспись»

Наталья Кононова
Конспект занятия «Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Хохломская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Цель: Развитие творческих способностей старших дошкольников в декоративном рисовании по мотивам хохломской росписи.

Задачи:

1. Познакомить детей с искусством хохломских мастеров.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с декоративно-прикладным искусством, Хохломская роспись“» размещена в разделах

2. Продолжать знакомить с историей хохломской росписи.

3. Учить выделять композицию узора, его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья.

4. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (рисовать кончиком кистью, всей кистью).

5. Развивать эстетический вкус.

Предварительная работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы, организация мини-музея изделий хохломской росписи, беседа о Хохломе, рассматривание альбома «Русское народное творчество», чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе, дидактические игры: «Найди элемент хохломской росписи на изделии», «Составь красивый узор и расскажи о нем».

Демонстрационный материал: хохломская посуда, таблицы: «Последовательность изготовления хохломских изделий», «Последовательность рисования хохломских узоров», карточки с элементами хохломской росписи, мольберт.

Ход занятия.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера!

Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)

Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция — это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.

Так дошли до наших дней изделия, сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось?

Хохломская роспись – настоящее волшебство, ведь у художника нет золота, а все его рисунки – «золотые». Но об этом позже, а сначала сказка.

Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы.

Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

В окрестностях города Нижний Новгород, находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Но чтобы стать художником, одного секрета мало. Надо научиться рисовать хохломской узор.

Воспитатель. Сегодня мы с вами побываем в дивном мире Хохломы, в мире праздника, музыки, в мире сказок. Давайте представим, что мы пришли в мастерскую к художнику.

(Звучит тихая, русская народная музыка. На столах разложена хохломская посуда. Дети любуются ею.)

Воспитатель. Посмотрите, как красиво в мастерской. Что украсило ее?

Дети. Мастерскую украсила посуда.

Воспитатель. А что мы можем сказать об этой посуде, какая она на вид?

Дети. Красивая, расписная, праздничная, яркая, веселая, блестящая, радостная, сказочная.

Воспитатель. Послушайте загадку и отгадайте ее.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это?

Ответ: Хохлома

Воспитатель. Давайте вспомним, как изготавливалась хохломская посуда. А поможет вам в этом вот эта таблица. (Демонстрация таблицы)

Рис. 1

(АЛГОРИТМ «Последовательности изготовления хохломских изделий».)

Дети. 1. Вытачивают из дерева;

2. Покрывают жидкой глиной и сушат;

3. Шлифуют;

4. Пропитывают льняным маслом и сушат;

5. Покрывают алюминиевым порошком и сушат;

6. Расписывают узорами;

7. Покрывают лаком

8. Сушат, «закаливают» в печи.

Воспитатель. Какие цвета используют в хохломской росписи?

Дети. В хохломской росписи используют черный (красный, зеленый, золотой - желтый) цвет.

. Воспитатель. Давайте назовем элементы хохломской росписи и найдем их на карточке.

(Дети называют элементы хохломской росписи.)

Рис. 2

Дети. - В хохломской росписи есть элемент осочка.

- В узорах хохломской росписи есть элемент травинка.

- В хохломских узорах рисуют усики.

- В хохломской росписи есть элемент завиток.

- Хохломские узоры украшают капельками.

- Хохломские узоры расписывают листочками (простыми и сложными).

- В хохломской росписи рисуют цветочки.

- В хохломской росписи рисуют ягодки.

. Воспитатель. Вы заметили, что в хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. А ягоды в хохломе рисовали разные и называли их ласково. А сейчас поиграем.

Игра «Назови ласково» Я буду вам показывать ягоды, а вы будете их ласково называть.».

Дети. Ягодка, малинка, клубничка, земляничка, рябинка, смородинка, вишенка, ежевичка, и т. д.

Воспитатель. А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар, Очень важный, из носика пар.

(руки на поясе, повороты туловища с «пружинкой»).

А вокруг расписные чашки, Нет посуды хохломской ярче.

(кружиться на поскоке, руки на поясе)

Рядом с ними золотые ложки, На них «травка» - это древняя роспись.

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

Вот с малинками поднос, Он нам все это принес.

(взяться за руки, образовать большой круг)

Хохлома, да хохлома, Наше чудо – дивное! (кружатся, притопывая)

Мы рисуем хохлому (присесть) Красоты невиданной! (встать, руки в стороны, правую ногу вперед на пятку).

Воспитатель. Заговорилась я с вами, а у нас работы много, посмотрите, сколько тарелочек не расписано. Может, вы мне поможете? Давайте будем, как настоящие художники, расписывать их хохломскими узорами, создавать красоту своими руками. (Предлагаю детям сесть за столы)

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется

Попробуй, сумей-ка.

(АЛГОРИТМ «Последовательности рисования хохломских узоров».)

Воспитатель. Что мы рисуем сначала?

Дети. Сначала мы рисуем центральную ветку.

Воспитатель. Что мы рисуем потом?

Дети. Потом мы рисуем крупные элементы: ягодки, цветочки, листики.

Воспитатель. А что потом рисуем?

Дети. Потом рисуем вокруг крупных элементов мелкие: завитки, травинки, усики, капельки и т. д.

Воспитатель. Пусть наши пальчики немного отдохнут. Поиграем с пальчиками

Пальчиковая гимнастика «Цветки».

Наши алые цветки распускают лепестки. (Медленно из кулачков разгибаем пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (покачивание кистями рук вправо, влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленное сжимание пальцев в кулачки)

Головой качают, тихо засыпают. (покачивание кулачков вперед, назад.)

Рефлексия

- Посмотрите, какие чудесные получились у нас тарелочки: яркие, красочные, праздничные. У каждого получился свой неповторимый узор. Настоящие народные мастера!

- Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры? (Ответ детей)

- Где живут хохломские мастера? (в селе Хохлома).

- Что они расписывают хохломскими узорами? (посуду).

- Из чего делают эту посуду? (из дерева).

- Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи? (осочки, травинки, криули, усики, капельки, завитки).

- Какие цвета используют в Хохломе? (жёлтый, красный, чёрный, и немного зеленого).

- Мы с вами ещё будем знакомиться с элементами хохломской росписи. - А сегодня вы молодцы!

- Всего вам хорошего народные мастера!

Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Хохломская роспись»
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 21:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Хохломская роспись»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кононова (УИ 93533) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД