Лидия Ташлова
Хоровое пение в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран. В России идея первичности, т. е. основополагающей роли хорового пения, заключалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной.
«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.
Публикация «Хоровое пение в детском саду» размещена в разделах
Хоровое пение в детском саду - это, прежде всего, работа по созданию красоты и гармонии, возможность внутреннего развития ребенка, его музыкальных способностей. Хоровое творчество-дело коллективное, где каждый поющий зависит от взаимодействия с остальными участниками.
Велико воздействие хорового искусства на становление человека как личности. У обычного среднеодаренного ребенка мало возможностей для самовыражения в музыке: он не ярко поет, невыразительно двигается. Но при умелом подходе руководителя дошкольники могут добиться высоких результатов в исполнительстве.
Голосовой аппарат детей дошкольного возраста очень хрупкий, в основе их диапазона лежат примарные тона. Ограничивают вокально - хоровые возможности дошкольников фальцетная манера пения, одноголосие, отсутствие координации между слухом и голосом. Функционирование голосового аппарата, характер его действия в процессе обучения пению, может, так или иначе, повлиять на его формирование, особенно в период его бурного роста в раннем детском возрасте. Следовательно, специально тренировать детский голос не только возможно, но и необходимо.
Исследования ученых доказывают, что формирование музыкального слуха и голоса идет легко и быстро лишь до определенного возраста - примерно до восьми лет, причем, чем младше ребенок, тем он легче перестраивается.
По рекомендации основоположника русской вокальной школы М. И. Глинки, в основе методических систем обучения хоровому искусству лежит концентрический метод, использующийся в современной практике.
Великий композитор разработал ряд положений по овладению вокально-хоровым навыкам : плавное пение, непринужденность и свобода голосообразования, умеренное открытие рта, отсутствие усилий, не громкое и не тихое пение, попадание в ноту без «подъездов», умение долго тянуть ноту.
Хоровое пение - древний вид музыкального творчества. Оно всегда было потребностью людей. В Древней Греции понятие «необразованный человек» было синонимом не умеющего петь в хоре. В легендах можно встретить такую фразу: «Знали титаниды Океана, что нет лекарства целительней песни…»
Звук, зарождающийся во время пения, на 15-20 % уходит во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный массаж внутренних органов хорошо стимулирует их работу. При пении увеличивается жизненная емкость легких, укрепляются органы дыхательной системы.
Наши вокально-хоровые занятия начинаются с дыхательных упражнений без звука, затем выполняются упражнения по методике парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Это способствует профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. Также используем упражнения на развитие дыхательных мышц, рекомендованные автором оздоровительной программы для дошкольников «Здравствуй!» М. Л. Лазаревым.
Вокально-хоровая деятельность осуществляется в атмосфере психологического комфорта: дети все постигают через игровые приемы (по методике О. В. Кацер, потешки, двигательную активность (по методу К. Орфа). Особенно дети любят петь каноны в двух, трех, четырех и даже пяти кругах. Эмоциональная настроенность - стимул в обучении хоровому пению.
Каждая песня представляет собой эмоционально-дыхательно-двигательный тренинг. Репертуар подбирается с учетом психофизиологических особенностей детей, классического наследия, национального компонента.
При выборе песни надо учитывать ее идейно-воспитательную и художественную ценность, простоту, яркость мелодии и ее построение. Желательно, чтобы в репертуар входили песни с мелодиями разнообразного характера (бодрые, спокойные, грустные, веселые, лирические и шуточные) и разные по тематике. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям и музыкальному развитию детей и быть доступны их пониманию. Основная забота музыкального руководителя и воспитателя при проведении пения -- охрана детского голоса. Чтобы сберечь голос ребенка, надо выбирать песни, доступные данной группе детей, и избегать песен со слишком высокими или слишком низкими звуками, непосильными для дошкольников. Надо стремиться к тому, чтобы песни, разучиваемые в начале года, начинались со средних звуков, а не с низких, так как пение на низких звуках не способствует развитию естественного легкого звучания.
Используются произведения выдающихся детских композиторов : В. Шаинского, Р. Бойко, Г. Гладкова, А. Филиппенко и песни местных авторов. Разнообразие репертуара способствует развитию мышления, памяти, кругозора, формирует вокально-хоровые навыки и музыкально- эстетический вкус детей.
Хоровое искусство объединяет людей и обогащает их духовно. Поющий человек более способный, добрый, он больше видит и замечает, он общается, он просто занимается делом - он занят. Искусство видят не все и если человек способен созидать в области искусства, то он уже находится на высоком уровне понимания жизни.