Лидия Долгова
Родительское собрание. Доклад «Игра — основная деятельность дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - основная деятельность дошкольника.
В развитии ребенка огромная роль принадлежит различным видам деятельности.
У детей дошкольного возраста основной деятельностью является игра. Дети дошкольного возраста всех времен и народов играют. Постоянство этого явления позволяет назвать дошкольный возраст возрастом игры.
Публикация «Родительское собрание, Доклад „Игра — основная деятельность дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Потребность детей в игре и причина возникновения игры объясняются по-разному. Игра - форма отражения детьми окружающей их жизни.
В игре дети отражают прежде всего действия людей, их отношение к предметам, труду, искусству; бытовые и общественные взаимоотношения. В основе игры лежит подражание окружающим людям. Большое место имеет воображение, которое позволяет создать игру, т. е. вообразить игровую ситуацию. В игре ребенок живет, как в настоящей жизни, является активным ее деятелем. Игра не остается неизменной - она развивается и усложняется по мере расширения круга представлений под влиянием воспитания. Отражение действительности в игре не является пассивным потому, что в игре дети глубже усваивают то, что они отражают, у них появляется необходимость в расширении знаний.
«Игра- это путь к познанию мира» - указывал А. М. Горький.
В игре дети ставят себе цель, во что играть и через развитие сюжета игры стремятся к ее осуществлению. Коллективный характер игры требует речевого общения детей, обмена мыслями, уточнения замысла. Можно сказать, что игра является разговорно- действенной формой деятельности и способствует развитию речи и мышления в единстве. Игра непрерывно сопровождается работой воображения и вместе с тем не разрушает реального знания о том или ином предмете.
В игре дети разговаривают с куклой, кормят ее, рассказывают кукле сказки, но вне игры они знают, что кукла неодушевленный предмет.
В игре дети верят, что оставаясь в комнате, они плывут среди бушующих волн моря и переживают чувство страха и вместе с тем готовы к героическим подвигам. Воображение, фантазия не уводят детей от действительности. В своих игровых действиях дети стремятся к правдивому изображению и сверяются «бывает так или не бывает». В большинстве игр детей отражаются отношения людей, их взаимоотношения: врач лечит больного, мама кормит дочку, строитель строит дома, парикмахер делает прическу и т. д.
Высоко оценивал игру А. С. Макаренко, он писал: «Игра имеет важное значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Представления, которые сформировалиь у детей в процессе жизненных впечатлений, на основе рассказов взрослых и слушания книг применяются ими в игре.
Игра - это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает и нормы поведения людей, их отношение к труду, к жизни, друг к другу.
В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают из детей организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их.
Организуя игровую деятельность дошкольника дома, взрослым нужно заботиться не только о создании условий, необходимых для развертывания игры, т. е. обеспечить ребенка игрушками, отвести место для игр, но и определить свое место в игре. Взрослый в игре выражает одобрение, подсказывает идею игры.
Руководство игрой должно быть направлено на то, чтобы ребенок в процессе игры усваивал и творчески применял различные знания, подчинялся требованиям игры. При этом нельзя постоянно внедряться в игру, регулировать каждый шаг, каждый поступок ребенка. Содержание игры определяет поступки, формы поведения, чувства играющих.
Дома у каждого ребенка должен быть свой уголок, где бы он мог спокойно играть. Совсем необязательно, чтобы у него было много игрушек, наоборот, их чрезмерное количество рассеивает внимание, снижает интерес. Если ребенок не играет игрушками, не обращает на них внимание, уберите их на время, чтобы он их не видел. После некоторого перерыва дети с удовольствием встречают своих старых друзей, и игры их, как правило, бывают еще содержательнее, интереснее.
Для всестороннего развития надо приобретать игрушки разных видов. Чем разнообразнее игрушки, тем разнообразнее игры детей. Чтобы игры были интереснее, стремитесь приобретать игрушки в соответствии с возрастом вашего ребенка. Не следует иметь игрушки специально только для мальчиков или для девочек. Куклам, мишкам и др. игрушкам, изображающим человека или животных, следует подобрать для хранения определенное место, отдельно от остальных игрушек, чтобы они были размещены в соответственном положении - сидя, стоя.
Купив новую игрушку, расскажите все о ней, покажите, что каждую игрушку можно использовать в разных играх, поиграйте вместе с ребенком.
Приглашайте, по возможности, сверстников для совместных игр. Наблюдайте за ними. От взрослых зависит, как ребенок будет относиться к игрушкам, общаться, как со своими друзьями или, наоборот, проходить мимо. Увидев, что дочка небрежно держит куклу вниз головой, пожурите ее: «Что же ты свою дочку вниз головой держишь? Ей больно. Вот как нужно держать!» Для куклы необходимо иметь кровать, постельные принадлежности, одежду, посуду.
Совместные игры взрослых с ребенком не только обогащают, но и повышают их эмоциональные проявления. Взрослым общение с ребенком в игре помогает понять его потребности, интересы.
Приучайте детей к порядку и бережливости, чтобы каждая вещь имела свое место, включая игрушки. Книги, карандаши, пластилин - это не игрушки, а учебные пособия, их надо хранить отдельно. Сломанную игрушку следует починить, привлекая к посильной помощи ребенка - подержать, принести. Это воспитывает бережное отношение к вещам, любовь и уважение к родителям.
Помните, что приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической целесообразности. Соблюдайте чувство меры - обилие игрушек не улучшает детской игры. Обогащают игры детей различные наборы строительного материала. Он дает возможности детям сооружать самые разнообразные постройки, обыгрывать их. Большую пользу для развития мышления, усидчивости приносят разные конструкторы.
В играх с машинами не разрешайте пускать их из угла в угол, на машинах перевозят различные грузы для строительства и т. д. Направлять игры детей обязанность родителей. Даже, занимаясь своими делами, родители должны время от времени интересоваться, во что играет их ребенок.