Приложение МААМ

Использование межполушарных досок на индивидуальных занятиях

Лариса Миниахметова
Использование межполушарных досок на индивидуальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Использование межполушарных досок на индивидуальных занятиях

Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг. Используя в работе с детьми специально подобранные задания, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задания одновременно двумя руками, мы создаем условия для улучшения взаимодействия в работе правого и левого полушарий, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Важным аспектом, формирующим интеллект ребёнка, является межполушарное взаимодействие.

Публикация «Использование межполушарных досок на индивидуальных занятиях» размещена в разделах

Правое полушарие нашего мозга отвечает за творческое мышление и образное восприятие.

Левое полушарие помогает анализировать образы, устанавливать сходства и различия, обрабатывать речевые сигналы.

Чтобы наладить связь между полушариями, необходимо развивать координацию движений и моторику. Эффективным способом такого развития является зеркальное рисование и использование межполушарных досок. Эти упражнения заставляют оба полушария тесно сотрудничать друг с другом.

Как писал исследователь детской речи М. М. Кольцов: «Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов».

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации звуков имеет особое значение:

чистая и грамотная речь;

формирование и совершенствование мелкой моторики;

развитие межполушарного взаимодействия.

Достоинства использования межполушарных досок:

использование досок с детьми дошкольного и школьного возраста;

высокая эффективность развития межполушарного взаимодействия, мелкой моторики и закрепления поставленного звука речи;

абсолютная безопасность применения (доски выполнены из дерева и не имеют мелких деталей);

универсальность метода;

доступность метода для каждого человека;

простота применения;

вариативность использования.

Я использую межполушарные доски с целью:

развития мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, логического и пространственного мышления;

развития координации речи с движением, чувства ритма, межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие - механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий в целостную систему, которая развивается под воздействием врожденных и приобретенных факторов. Правильное взаимодействие структур головного мозга - залог его слаженной работы, своевременной передачи и обработки данных, сигналов, импульсов.

Укрепление межполушарного взаимодействия - фундамент для развития и поддержания умственных способностей ребенка. В головном мозге человека два полушария связаны мозолистым телом. Левое полушарие отвечает за логику и память, обработку вербальной информации, и ее анализ. А правое отвечает за воображение, визуализацию, восприятие невербальных сигналов, эмоциональность и ориентацию в пространстве. Через мозолистое тело проходят нейронные связи и импульсы между полушариями.

Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет. В период до 15 лет закладываются зрительное, слуховое, кинестетическое, кинетическое восприятие, смыслоразличение.

Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей

Заподозрить проблемы в формировании межполушарных взаимосвязей можно при наличии следующих проявлений:

Слабая способность к запоминанию;

Необоснованная агрессия;

Проблемы с речью – нечёткое проговаривание, сбивчивость, дошкольник путает слова, часто забывает;

Ребёнку сложно выстроить нормальные отношения с одногодками;

В письме присутствует зеркальное отражение;

Ребёнку трудно описать ситуацию по представленной картинке;

Не получается переписать текст, не удаётся писать под диктовку.

У младенцев заподозрить нарушение межполушарного взаимодействия можно по «торможению» перед любым действием, а также по отсутствию этапа ползания, задержка начальных этапов речевого развития (гуление, лепет).

Тест. Для определения развитости связей между полушариями и предрасположенности к дислексии и дисграфии, можно провести несложные тесты.

Ребёнок прячет одну руку за спиной, а взрослый кисточкой прикасается к любому пальцу (за исключением большого пальца). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем другой руки, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.

Причины

В некоторых случаях слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности после 12 недель или болезнью. Кроме того, на развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера. Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка - всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.

Другими причинами могут быть:

травмы во время родов;

серьезные заболевания в первый год жизни;

сидячий образ жизни;

последствия общего наркоза;

затяжной стресс.

Нормальная интеграция левого и правого полушарий, сохранение баланса в их функционировании гарантируют слаженную мозговую деятельность: когда логика взаимодействует с интуицией, автоматизм сочетается с творчеством и т. д. При нарушении проводимости одно из полушарий блокируется. Ребенок может что-либо делать, не думая, или долго размышлять, не предпринимая никаких действий.

Опыт применения межполушарных досок серии «Умнички» в логопедической практике

Межполушарные доски

[/b]– нейротренажер для развития интеллекта ребенка, его мыслительных операций и способности к обучению. В основе этих процессов лежит связь между двумя полушариями головного мозга. Если она нарушена или недостаточно развита, то головной мозг ребенка обрабатывает информацию, полученную от органов чувств, медленно или неправильно. Это отрицательно влияет на речь, навыки письма и счета, координацию движений, память и проявление эмоций.

Межполушарные доски разработаны специально для того, чтобы ребенок в игровой форме улучшал межполушарные связи, а вместе с тем развивал свои способности.

В инструкции к межполушарным доскам даны ответы на следующие вопросы:

Что это такое? Межполушарная доска - деревянная основа с парными вкладышами-лабиринтами и двумя деревянными бегунками (гвоздиками).

Для чего нужна? Применяется для развития межполушарных связей.

Кому подходит? Подходит всем, независимо от возраста и особенностей. Упражнения на тренажере должны носить регулярный характер.

Как заниматься? Главное правило при выполнении заданий - движение от простого к сложному.

Упражнения начинают с простых форм лабиринтов. Их устанавливают на основу в одинаковом положении или зеркально. Действия ребенка озвучивают родители или педагог. Сначала ребенок ведет бегунком (стилусом) своей ведущей руки по лабиринту-канавке. Постепенно ребенок начинает выполнять упражнения двумя руками и двигает ими одновременно.

Многочисленные повороты и направления в лабиринтах тренируют координацию движений и ориентацию в пространстве: вокруг, вправо-влево, вперед-назад, вверх-вниз, по диагонали. Чередование вкладышей, или использование разных форм лабиринтов усложняет игру и ускоряет прогресс.

Занятия с лабиринтами помогают создать новые нейронные связи, и головной мозг тренируется работать слаженно и быстро. Синхронная работа полушарий мозга способствует усидчивости, развивает воображение и улучшает все мыслительные процессы у ребенка любого возраста.

Список использованных источников:

2. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodejstviya_u_detej/

3. https://www.detki-psy.ru/our-publications/articles/razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodejstviya.html

4. https://www.b17.ru/article/282048/

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/04/16/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-pedagogov-po-rabote-s

6. https://doctor-galen.ru/articles/nevrologiya/4432-funktsii-pravogo-polushariya-golovnogo-mozga.html

7. https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37065

Публикации по теме:

Фотоотчёт об индивидуальных логопедических занятиях в летний период «Учимся, играя!»Фотоотчёт об индивидуальных логопедических занятиях в летний период «Учимся, играя!» Лето в быстрой колеснице Незаметно мимо мчится. Июнь уже кончается! Ну, как так получается? Лето птицей пролетает, Как мороженое тает ….

Использование индивидуальных фланелеграфов в непосредственно образовательной деятельности в детском садуИспользование индивидуальных фланелеграфов в непосредственно образовательной деятельности в детском саду Работая с детьми, я пришла к убеждению, что мини-фланелеграф необходимо применять в непосредственно – образовательной деятельности в детском.

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятияхИспользование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование межполушарных досок на индивидуальных занятиях
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 20:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование межполушарных досок на индивидуальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Миниахметова (УИ 7608) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД