Марина Черкашина
Групповая арт-студия — пространство для проявления и развития у ребёнка способностей и творческих возможностей
▼ Скачать + Заказать документы
«Групповая АРТ- студия – пространство для проявления и развития у ребёнка повышенных способностей и реализации творческих возможностей».
В связи с потребностью общества в неординарной творческой личности проблема одарённости становится всё более актуальной.
Публикация «Групповая арт-студия — пространство для проявления и развития у ребёнка способностей и творческих возможностей» размещена в разделах
Что такое одарённость? Одарённый ребенок, – какой он? Ответы на эти вопросы во многом будут определяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия. По мнению А. М. Матюшкина одарённость – это творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности. [2, с. 28] Мы разделяем точку зрения учёного и подчеркиваем, что дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития умственных и творческих способностей детей. Поэтому выявление одарённых детей, организация их обучения и воспитания составляет одну из главных задач МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино».
Одарёнными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу своих повышенных способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческой, продуктивной, организаторской, художественной, спортивной. Хотя нет чётких критериев одарённости, её проявления заметны даже неспециалисту. Эти дети имеют:
• Более высокие по сравнению с большинством способности : интеллектуальные, художественные, лидерские и т. д. ;
• Неординарный подход при решении задач любой сложности;
• Умение найти причинно-следственные связи между различными явлениями;
• Ненасыщенную познавательную потребность;
• Радость от добывания знаний. [3, с. 18]
Бытует мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, лучше понимают отношения и связи. Одарённый ребёнок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Поэтому педагоги, работающие с одарёнными детьми, должны быть терпимы к критике вообще и к себе в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребёнок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на всё реагирующего. Для них не существует стандартных требований, им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одарённого ребёнка утверждение, что так принято, не является аргументом. Одарённые дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой неосуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти особенности детей влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении «неодобряемых» [1, с. 54] В этой связи необходимо помочь одаренным детям приобрести реалистическое представление о себе, преодолеть несоответствие между развитием и навыками, которое так сильно может огорчать ребёнка, что, в конце концов, приведёт к формированию негативной Я - концепции. Мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности данные каждому ребёнку от рождения.
Каждый одарённый ребёнок уникален во всех своих проявлениях, но уникален по-своему, поэтому взрослые должны играть важную роль в образовании и воспитании одарённого ребёнка. Результаты могут быть наилучшими, если педагоги и семья работают в тесном контакте.
Для проявления и развития у ребёнка повышенных способностей необходима особая творческая среда. Всё, что его окружает, это стимул для исследования и создания креативного продукта. Поэтому основной задачей педагогов МБДОУ и родителей является создание пространства для реализации возможностей и творческого развития детей.
В нашем детском саду в каждой группе с помощью родителей созданы центры – АРТ - студии. Каждая АРТ - студия – многофункциональное интегрированное пространство. В этом пространстве проводятся занятия, творческие мастерские, психологические досуги. Оборудование каждого центра и элементы декора создают атмосферу уюта и способствуют комфортному самочувствию детей и взрослых.
• 1 младшая группа – студия «Песочные превращения» (пескотерапия);
• 2 младшая «А» - театральная студия «Капельки» (Имаготерапия);
• 2 младшая «Б» - фольклорно-музыкальная студия «Ладушки» (приобщение детей к истокам русской народной культуры);
• Средняя группа – студия «Волшебная нить – умная шнуровка – ручкам тренировка» (художественное творчество);
• Старшая группа – студия «Чудо – ниточки» и студия «Пластилинка» (Пластилинография);
• Подготовительная группа – студия «Окно в мир» студия «Волшебные пальчики».
• Старшая, подготовительная логопедические группы – студия «Учебная зона «Центр книгоиздания – «Малышок».
Сколько интересного, неожиданного и полезного можно найти в каждом центре студии для стимуляции и проявления творческих способностей детей.
В студии «Песочные превращения» из цветного и мокрого песка малыши вместе с взрослыми творят чудеса : строят песочные замки, лепят пироги; в поддоне с песком рисуют фантастические картины животных и растений.
На занятиях в театральной студии «Капельки» и фольклорно-музыкальной студии «Ладушки» для детей открывается сокровенный и волнующий мир сказки, музыки и танца.
В студии «Волшебная нить – умная шнуровка – ручкам тренировка» и в студии «Чудо – ниточки» можно потрогать и рассмотреть «волшебные» мешочки и коробочки с разноцветными нитками и лоскутками ткани, пуговицами, бисером, бусами и многими-многими другими интересными материалами.
В студиях «Окно в мир» и «Волшебные пальчики» в прозрачных контейнерах морские камушки, ракушки, мелкие игрушки, семена и плоды различных растений и др. Из этого материала руками детей и взрослых создаются картины морского дна, ландшафты поверхности суши; оформляются мини-музеи «Камни реки Абакан», «Уголь разреза Изыхский»; макеты «Улицы нашего села», «Детский сад будущего».
В студии «Учебная зона «Центр книгоиздания – «Малышок» печатные машинки, разрезная азбука, детские книги и журналы, принадлежности для рисования. При работе по изготовлению книги интегрируются умения детей по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, знания по ознакомлению с окружающим, продуктивной деятельности. Самодельные книжки-малышки коллективно оформляются по лексическим темам, где у каждого ребёнка есть своя страничка.
В такой развивающей среде дети с удовольствием и продуктивно решают разные творческие задачи. Результаты работы АРТ - студий подтверждают доказательства того, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.
Список литература:
1. Бурменская Г. В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 2005г.
2. Матюшкин А. М. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарё нных детей: Учебное. пособие. М., 2004г.
3. Емельянова И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одарённости. Дошкольное воспитание. №5 2007г.