Ольга Курзова
«Городецкий конь-качалка». Декоративное рисование в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративное рисование в старшей группе
Курзова Ольга Михайловна, воспитатель,
Виноградова Елена Брониславовна, учитель-дефектолог
Цель: Прививать любовь и интерес к народным промыслам, поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли. Поддерживать личностное творческое начало.
Образовательные задачи:
• продолжать учить создавать городецкие сюжеты из вырезанных изображений на фланелеграфе, соотносить пропорции и пространственные признаки, видеть зависимость узора от формы украшаемого предмета;
Публикация «„Городецкий конь-качалка“, Декоративное рисование в старшей группе» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Лошади, лошадки. ИЗО, поделки, рисование
- Лошадь, жеребенок, конь
- Лошадь, лошадка. Рисование
- Поделки-качалки
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
• учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на силуэте коня-качалки.
Развивающие задачи:
• закреплять умения создавать элементы узора всем ворсом кисти или её концом;
• закреплять навыки работы с палитрой и умения составлять оттенки цветов, смешивая гуашь с белилами;
• совершенствовать умения детей рисовать узор из двух элементов городецкой росписи : закруглённую растительную гирлянду, с соблюдением характерных цветосочетаний, используя в росписи «оживку» белого цвета;
• развивать чувство композиции.
Воспитательные задачи:
• воспитывать аккуратность в работе;
• вырабатывать умение доводить начатое дело до конца, радоваться своим результатам и работой товарища;
Коррекционные задачи:
• учить зрительным способом анализировать величину предметов по убыванию и возрастанию;
• упражнять, активизировать зрительные функции при узнавании объектов в силуэтных изображениях, узнавать целый цветок по его части.
• закреплять понятия «цвет», «оттенок»;
• формировать заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов;
• развивать прослеживающие функции;
Материал к занятию:
Выставка городецких силуэтов с разной композицией узоров: кухонные доски, кружки, балалайки, бордюры с цветочными гирляндами, сад из голубых розанов.
Кисти №1, №2, палитра, салфетки, стаканчики с водой, гуашь, бумажные силуэты конь-качалка (двойные, подставка для кистей.
Фланелеграф в форме коня-качалки; элементы городецких узоров : розаны, купавки, листья.
Музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о истории народных промыслов;
Рассматривание изделий городецких мастеров;
Рассматривание иллюстраций с изображением городецких предметов;
Индивидуальная работа по обучению детей высветлению цвета с помощью белил и составлению сериационного ряда по светлоте.
Словарная работа: введение в речь специфичной терминологии (розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда, подмалёвка, отгадывание загадок о промыслах. Заучивание стихов о городецкой росписи;
Дидактические игры «Составь узор», «Собери целое»,
Организованная образовательная деятельность.
Мотивоционно-ориентировочный этап:
Дети находятся в группе. Звучит музыка. Стоят две ширмы, украшенные бумажными силуэтами с городецкой росписью (разделочные доски, балалайки, сад из розанов, бордюры с цветочными гирляндами).
Заходят гости, их встречают дети.
1-ребё нок: Эй вы гости, господа!
Подходите-ка сюда!
Глазки открывайте
Подарки выбирайте.
2-ребё нок: Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
3-ребё нок: Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
4-ребё нок: Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса.
Городецкие узоры - тонко вывела рука!
5-ребё нок: Городецкий конь бежит
Вся земля под ним дрожит
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают!
6-ребё нок: Дорогие гости вы садитесь
С нами вместе поучитесь:
Воспитатель: Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Воспитатель: - Ребята, вы почувствовали, как у наших гостей поднялось настроение? (в группу входит коробейник, напевая слова: «Я на ярмарке схожу, погуляю, и о лучших мастерах всё узнаю», останавливается около выставки – восхищается.
Коробё йник: Ой, да мастера и мастерицы,
Какие здесь кони, какие здесь птиц,
Но нет здесь качалок для малых ребят,
А всё остальное мой радует взгляд.
Воспитатель: наши мастера и мастерицы могут расписать любую поделку городецким узором.
Коробейник: коль так, скажите дети, из каких элементов составлены ваши узоры?
Ответы детей: из цветов, купавок, розанов и листьев.
Воспитатель: красивые узоры придумывают художники, чтобы создать сказочный узор, мастера объединяют элементы городецкой росписи и создают композицию из цветов, птиц, животных, людей… Композицию из растительных мотивов можно выполнить в виде гирлянды.
- Напомните мне, что такое гирлянды?
Ответы детей: это расположение цветов друг за другом. Самый крупный цветок находится в середине гирлянды по краям мелкие цветы и между цветами листья.
Воспитатель: ваши поделки хороши, но нашего гостя заинтересовали кони-качалки.
Коробейник: качалки деткам смастерил я сам, а расписать их пришёл к мастерам (отдаёт детям заготовки коней – качалок).
Воспитатель: прежде чем расписать эти замечательные изделия, давайте потренируемся и составим композицию на макете (фланеграфе).
Дидактическая игра: «Составь орнамент».
Воспитатель: Нам предстоит кропотливая работа, садимся за столы, но прежде чем выполнить работу, давайте вспомним, как нужно разводить краски.
Ответы детей: нам нужно получить голубую и розовую краску….
Воспитатель:- этапы работы мы вспомнили, а теперь подготовим наши руки и глаза к работе.
Динамическая пауза.
Пальчиковая гимнастика с предметом (грецкий орех) :
В кулачке орех зажмите,
Наш орешек не простой
Он волшебный, золотой.
Исполняет все желанья,
Выполняет все заданья.
Мы орешек по-ка-та-ем,
Мы орешком по-сту-чим,
Мы орешком по-иг-ра-ем,
Никому не от-да-дим!
Зрительная гимнастика: «Городецкий узор»
Справа купавки, (взгляд вправо)
Слева розан, (взгляд влево)
Вверху завиток, (взгляд вверх)
Внизу лепесток. (взгляд вниз)
По кругу глазами мы обведём. (круговые движения глаз по часовой стрелке)
О Городецком узоре всё узнаём. (круговые движения глаз против часовой стрелке)
Теперь поморгаем,
Закроем глаза. (глаза закрыты ладонями «пальминг»)
И наступает кругом темнота.
По чёрному полю, кони бегут,
По чёрному небу, тучи плывут.
Птицы летают, цветы расцветают.
А у ребят, глаза отдыхают.
Глазки откройте, всем улыбнитесь.
И за работу дружно беритесь.
Практический этап.
Воспитатель настраивает детей на работу:
Мое пожелание к каждому из вас:
- Ничего не бойся;
- Ты делаешь для маленьких ребят;
- Мы на тебя надеемся;
- И верим в твой успех;
- Получится, как надо;
- Ты справишься;
Работы ваши лучше всех.
Воспитатель: А сейчас берём в руки кисти и начинаем творить!
Берите в руки кисти, краски
И начинайте вы творить.
Когда же городец готов-
Все будут очень вас хвалить.
Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение.
Рефлексивно-оценочный этап:
Коробейник:- да вижу, вы настоящие мастера, яркость и чистота цветов, чёткость и выразительность, кони – качалки просто завораживают, а какие красивые цветочные гирлянды. Спасибо вам, такие кони-качалки моим детишкам понравятся, они будут с ними играть и вас добрым словом вспоминать.
Дорогие ребята, а вам понравилось выполнять такую сложную работу? Что было самым сложным? Над чем пришлось «попотеть»?
Ответы детей:
Коробейник: До свидания, теперь в вашу мастерскую я буду часто заглядывать.