Папки-передвижки

Гимнастика после сна как одна из форм работы по оздоровлению и физическому развитию детей (6 фото)

наталья матвеева
Гимнастика после сна как одна из форм работы по оздоровлению и физическому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: - ознакомление с одной из форм оздоровительной работы — гимнастикой после дневного сна.

Оборудование: массажные коврики, рельефные дорожки, дорожка из мешочков с песком, кубики, магнитофон

Предварительная работа : обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования

План:

• Теоретическая часть (Консультация)

• Практическая часть (Занятие)

Публикация «Гимнастика после сна как одна из форм работы по оздоровлению и физическому развитию детей» размещена в разделах

Гимнастика после сна- это одна из форм оздоровительной работы, включающая в себя сочетание комплексов

• упражнений дыхательной гимнастики

• упражнений на профилактику и коррекцию нарушения осанки и плоскостопия, пальчиковой гимнастики

• элементов самомассажа головы, рук, ног, спины

• закаливающие процедуры

В гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений.

Актуальность

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.

Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы.

В связи с этим сейчас принимаются различные меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.

К сожалению, во многих дошкольных учреждениях гимнастику после сна либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно).

Но я считаю, что в условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики

после дневного сна выглядит так:

гимнастика в постели

• упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки

• дыхательная гимнастика

• индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа

• водные процедуры.

Методика проведения оздоровительной гимнастики

после дневного сна.

Пока дети спят, воспитатель готовит условия для контрастного закаливания детей : подготавливает прохладную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания на 2-3 градуса

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

Гимнастику воспитатель начинает проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.

Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Затем дети переходят в прохладную комнату босиком и в трусиках.

Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

Затем дети выполняют комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

Наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут.

Затем проводятся индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми.

В это время остальные дети с помощником воспитателя проводят водные процедуры: умывание, обтирание.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять12-15 минут в зависимости от возраста детей.

Комплекс оздоровительной гимнастики составляется на 2 недели. Благодаря частой смене комплексов, интерес к гимнастике после сна сохраняется на протяжении всего года.

Практическая часть

(у кроваток разложить массажные мячики, около стульев палочки и бруски)

А сейчас мне бы хотелось вместе с вами провести комплекс оздоровительной гимнастики, так как это происходит в нашей группе.

I. Давайте вместе представим, что мы только что сладко спали и услышали приятные звуки музыки. Я вас попрошу расслабиться, закрыть глаза.

Гимнастика после сна как одна из форм работы по оздоровлению и физическому развитию детей

Мы проснулись, поморгали,

Руками облака достали и немного выше стали!

Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить

Чтобы ручки разбудить.

Хлопать будем их учить.

Справа, слева, и вверху, над собою и внизу.

Шарик пальцами кручу.

Здоровым быть всегда хочу.

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров ты, пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т. д.) Кладем мячики.

А куда же делись ножки?

Как пойдем мы по дорожке?

Одеяло мы подняли.

Сразу ножки побежали.

Раз, два. Три! Ну-ка, ножки, догони!

Дети сидя поднимают ноги и делают упражнение «Ножки бегают».

На живот перевернулись,

В воду быстренько нырнули.

И поплыли, как могли,

Если сможешь - догони!

Лежа на животе и приподняв голову, глядя на воспитателя, дети работают руками и ногами - спина получает прогиб назад. Одновременно напряжены мышцы верхнего и нижнего пояса.

Фото №1 Цель ознакомление с одной из форм оздоровительной работы Фото №2 Гимнастика после сна

А теперь мы все - собачки.

На коленочки встаем.

И виляем все хвостом.

Можно поворачивать таз вправо-лево, можно поднимать одну ногу вместо хвоста (как более сложный вариант исполнения).

А теперь мы с вами - зайки: из кроватки вылезайте,

Становитесь босиком и попрыгайте легко.

Дыхательное упражнение:

Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:

Носиком вдохнули (делаем носом вдох)

Ротиком подули (3-4 раза).

Солнышко вдыхаем,

Сон выдыхаем.

Улыбку вдыхаем –

«Капризки» выдыхаем.

Здоровье вдыхаем –

Болезнь отпускаем!

Становимся паровозиком и делаем друг другу массаж спины

«Дождик»

Дождик бегает по крыше - Встать друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.

Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками.

Бом! Бом

А уйду-тогда гуляйте-

Бом! Бом! Бом Поглаживание ладошками.

Молодцы! Спасибо! Мы с вами проснулись и снова готовы продолжить работу.

II. Затем выполняем с детьми корригирующую ходьбу и

комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия.

В детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем это может причинять много неприятностей и привести к искривлению позвоночника и снижению остроты зрения.

Ходьба по корригирующим дорожкам способствует развитию координации движений, чувства равновесия.

Различный материал, из которого изготовляются дорожки, воздействуют на стопу ребенка, массажируют ее.

Фото №3 Пробуждающая гимнастика побудка гимнастикой после дневного сна

Ходьба по корригирующим дорожкам к стульчикамп

По дорожке мы идем,

Спину держим прямо!

За красивую осанку нас похвалит мама!

Мы шагаем по дорожке –

Укрепляем наши ножки

По дорожке непростой

По неровной, по колючей,

По шершавой – вот какой!

(Садятся на стульчики)

Детям предлагается построить Муравейник

Муравейник строить нужно,

За работу взялись дружно

Палочки, брусочки передаем,

От работ не устаем.

(Дети во время упражнения передают палочки фломастеры, карандаши пальцами)

Также на этом этапе можно провести массаж ног, который дети делают сами под руководством воспитателя.

Цель массажа - воздействие на биологически активные точки, расположенные на подошвах ног

.

И. п. — сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.

Этот мячик так хорош! Катать стопой мяч вперед-назад.

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять Катать мяч стопой по кругу

Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.

Фото №4 Пробуждающая гимнастика побудка ЗОЖ здоровье Фото №5 Все о здоровье для детей Развитие ребенка

Также для профилактики плоскостопия можно использовать ванночки с различным наполнителем (песком, крупой, мелкими шариками)

Следующим этапом гимнастики после сна является выполнение упражнений для профилактики нарушений осанки. Это не только задача физического воспитания, но важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормального функционирования других систем организма.

Предлагаю провести физкультминутку.

для профилактики нарушений осанки

(Идем по кругу)

«Мы проверили осанку».

И. п. – стойка руки на пояс или за спину.

Мы проверили осанку (ходьба на носках на месте)

И свели лопатки.

Мы ходили на носках,

А потом на пятках (ходьба на пятках).

Мы идем, как все ребята (ходьба на месте,

И как мишка косолапый (ходьба на внешнем своде стопы).

Потом быстрее мы пойдем (бег на месте)

И после к бегу перейдем. (ходьба на месте)

III. Заключительным этапом оздоровительной гимнастики после сна является выполнение комплекса упражнений дыхательной гимнастики.

В своей работе я использую методику дыхательных упражнений, разработанную А. Н. Стрельниковой

По этой методике приступать к тренировкам нужно с начальных 3-х упражнений, дважды в день, прибавляя ежедневно по упражнению. Делать по 4 - 8 вдохов. Время отдыха между движениями поначалу увеличивать до десяти секунд, вместо трех-пяти.

Главная особенность метода – сильный и резкий вдох носом. Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный воздух».

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений и снова прошу вас помочь мне.

1. Упражнение «Ладошки»

Встать ровно и прямо. Руки согнуты в локтях, локти вниз. Кисти рук расположить на уровне плеч ладонями к зрителю. Сделать вдох синхронно со сжатием ладоней в кулак. Делать по 8 вдохов.

2. Упражнение "Ушки"

Голова поочередно двигается по направлению к плечам, при этом важно не напрягать мышцы шеи. Упражнение следует сопровождать короткими вдохами, взгляд должен быть направлен строго горизонтально. Делать по 8 вдохов.

3. Упражнение «Насос»

Стоять ровно и прямо с опущенной вниз головой. Согнуть спину в поясничном отделе. Руки опустить вниз, кисти расслабить. Спина расслаблена. Делается плавный наклон вперед, одновременно необходимо сделать короткий вдох носом. Делать по 8 вдохов.

Эти упражнения полезны не только для детей дошкольного возраста, но и для старших. Рекомендую использовать их.

Еще раз хочу отметить, что все оздоровительные мероприятия. В том числе и гимнастику после сна, я провожу в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Принимая определенный игровой образ, дети лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, я одновременно решаю несколько задач: оздоравливаю детей, развиваю у них двигательное воображение, формирую осмысленную моторику. И все это доставляет им огромное удовольствие и радость.

Всем спасибо. Будьте здоровы!

Публикации по теме:

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом)Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом) В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гимнастика после сна как одна из форм работы по оздоровлению и физическому развитию детей
Опубликовано: 14 ноября 2024 в 19:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гимнастика после сна как одна из форм работы по оздоровлению и физическому развитию детей» (включая файлы) размещена пользователем наталья матвеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД