МААМ-картинки

Консультация «Гигиеническая культура детей раннего возраста»

Надежда Никитина
Консультация «Гигиеническая культура детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В раннем детстве закладывается фундамент гигиенической культуры. У ребенка до 3-х лет быстро и прочно формируются стереотипы. Поэтому очень важно в это время дать детям алгоритмы жизни и в первую очередь – это навыки поведения за столом, в туалетной и умывальной комнате.

В три года ребенок уже должен уметь:

- мыть руки перед едой с мылом круговыми движениями;- вытирать руки и лицо своим полотенцем;

- есть самостоятельно, держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;

- есть неторопливо, тщательно пережевывая пищу;

- вытирать рот салфеткой по мере необходимости во время еды и после еды;

Публикация «Консультация „Гигиеническая культура детей раннего возраста“» размещена в разделах

- благодарить словом после еды;

- следить за чистотой носа, пользоваться индивидуальным платком или салфеткой;

- пользоваться своим индивидуальным горшком или садиться на унитаз;

- мыть руки после туалета и прогулки с мылом.

В нашей группе «Солнечные зайчики» 20 детей. К концу учебного года выше перечисленные задачи практически решены. Как это было сделано?

Прежде всего, мы начали работу с формирования у малышей стереотипа разумных действий. Это важно не только с позиций воспитания навыков культуры питания, но и для целесообразного использования гигиенических процедур. Чтобы навык стал стереотипом - отрабатывали алгоритм действий:

- испачкал руки и лицо во время еды – пользуйся салфеткой;

- закончил еду – используй салфетку или вымой лицо и руки, если это необходимо;

- посетил туалет, пришел с прогулки – вымой руки с мылом;

- перед любым приемом пищи – вымой руки.

Гигиенические процедуры занимают очень много времени, а малышу хочется дольше играть, поэтому со стороны ребенка иногда возникал протест или негодование типа: «Сколько можно мыть руки?» Мы не вели ребенка насильно в умывальную комнату, а объясняли, что может произойти, если он не будет это выполнять. В свободное время проводили игровые упражнения, использовали игровые ситуации, такие как: «Чистюли», «Самые аккуратные», «Умываться нам не лень». В нашей работе помогала и художественная литература: потешки типа «Водичка, водичка», «Разноцветное мыло», сказка К. Чуковского «Мойдодыр», сказка «Маша – грязнуля».

Для воспитания навыков поведения за столом, большое значение имеет сервировка. Очень важно сервировать стол так, чтобы у ребенка возникло неосознанное желание быть аккуратным. Для этого на столе должны быть красивая скатерть или салфетка для каждого ребенка, красиво и правильно разложены столовые приборы, цветы, гигиенические салфетки, порционированный хлеб лежать в хлебнице. Чтобы не нарушались эти требования, приходилось проводить работу с помощником воспитателя, чтобы он не раздавал хлеб в руку ребенку или на стол рядом с тарелкой, а ложку не подавал в тарелке с первым и вторым блюдом.

Ребенок 3-го года жизни во время еды еще может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта и знаний. Но мы никогда не заостряли внимание детей на неправильных действиях, а учили, как надо сделать правильно. Например, если во время еды мы замечали, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой или пьет суп через край тарелки, мы подходили к ребенку и тихо говорили: «Рома, возьми ложку и кушай. Вот какой ты молодец, правильно держишь ложку». Мы старались добиться того, чтобы дети во время приема пищи заботились о чистоте рук и лица. Проговаривали необходимость столовых приборов и салфеток.

Мы старались, чтобы прием пищи носил разностороннее развитие, т. е. для формирования нужных навыков и привычек проговаривали все действия взрослого и ребенка; для развития познаний ребенка и обогащения словаря называли свойства предметов, давали название блюд, из чего они приготовлены, называли качества; для развития мелкой моторики после использования гигиенической салфетки сминали ее пальцами, скатывали шарик или колбаску, а потом полученный материал использовали для изобразительной деятельности.

Во время кормления детей мы соблюдали следующие правила:

- перед ребенком должно быть только одно блюдо, причем не слишком горячее и не слишком холодное;

- ребенок должен брать пищу в рот небольшими кусочками, поэтому котлеты, запеканки мы разрезали на кусочки;

- ребенок не должен разговаривать во время еды и быстро глотать – это опасно, поэтому часто напоминали содержание сказки «Петушок и бобовое зернышко», рассказ «Как Вася подавился»;

- никогда не допускали громких разговоров и бесед на разные темы между взрослыми;

- никогда не торопили детей и не кормили насильно;

- докармливали ребенка только при его желании.

Для того чтобы избежать за столом неосторожного проливания пищи детьми, неопрятности, неправильного использования столовых приборов в своей работе мы применяли игровые упражнения, ситуации такие как: «Послушная ложка», «Хрюша завтракает», «Кукла Катя обедает», «Час обеда подошел».

В своей работе мы столкнулись с тем, что у каждого ребенка свои привычки, любимая и нелюбимая пища, часто дети отказывались принимать незнакомую пищу. В таких случаях мы шли на компромисс:

- уменьшали порцию, отодвинув ложкой часть гарнира на край тарелки;

- делили порцию на несколько частей, проговаривая: «Это съешь за маму, это съешь за папу и т. д.».

- замаскировывали незнакомую пищу уже знакомой;

- беседовали с родителями о традициях кормления ребенка в семье, его вкусах, привычках, вырабатывали общие подходы и требования к воспитанию.

Во время приема пищи мы следили за тем, чтобы дети не отвлекались, ели не спеша, сидели за столом спокойно. Воспитывая культуру поведения за столом, напоминали по мере необходимости: «Катя, возьми салфетку и вытри себе губы», «Сережа, подвинь тарелку к себе ближе, так тебе будет удобнее кушать», «Маша, ты не забыла что-то сказать?» и т. д.

Очень важно, чтобы в группе раннего возраста во всех режимных моментах соблюдалась последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Этих правил мы старались придерживаться и в организации питания. Так, например, детей с плохим аппетитом, Катю, Рому, Аню, посадили за стол с детьми, которые хорошо кушают. Живых и подвижных, Дашу, Степу, Настю, посадили с более дисциплинированными детьми. Чтобы дети без стрессовых ситуаций могли переключиться с одного вида деятельности на другой, обеспечивали естественный и постепенный переход от игры к приему пищи. Например, говорили: «Посмотрите, Татьяна Николаевна уже закончила сервировать столы, и пошла за едой, что нам нужно сделать?». Это способствовало тому, что дети за стол садились постепенно, а не все сразу: одни убирали игрушки, другие шли мыть руки, третьи заканчивали игру. Но часто случалось, что пищу с кухни приносили очень горячей, поэтому мы использовали игры - ожидалки (пальчиковые упражнения, игры веселого язычка, хороводные и речевые игры).

Во всех режимных процессах ребенок должен испытывать положительные эмоции, удовольствия, торможения реакции. Например, во время умывания вода должна быть нормальной температуры, а чтобы ребенок не прекратил реагировать на художественное слово – оно не должно быть ежедневно одним и тем же. Мы стараемся это выполнять. И хотя наши дети овладели навыками гигиенической культуры, но они еще неустойчивы и требуют постоянного подкрепления.

В работе была использована литература:

1. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада «Радуга».

2. Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Кроха».

3. Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста «Кроха».

4. В. И. Теленги «Гигиенические основы воспитания детей».

Публикации по теме:

Консультация «Водная дыхательная гимнастика» для детей раннего возрастаКонсультация «Водная дыхательная гимнастика» для детей раннего возраста " Водная дыхательная гимнастика"- это не только полезное для детей занятие но и очень увлекательное. Для этого используется чистая вода.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей раннего возраста как средство приобщения к ЗОЖ» «Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым.

Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста» В развитии детей раннего возраста большую роль играет мелкая моторика. Игры с водой и песком являются хорошим способом её тренировки.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация «Речь детей раннего возраста»Консультация «Речь детей раннего возраста» В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения.

Консультация «Польза мозаики для детей раннего возраста»Консультация «Польза мозаики для детей раннего возраста» Польза мозаики для детей раннего возраста. Мозаика – это не просто детская игра, это волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Гигиеническая культура детей раннего возраста»
Опубликовано: 8 марта 2022 в 16:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Гигиеническая культура детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Никитина (УИ 917689) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД