Надежда Никитина
Консультация «Гигиеническая культура детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем детстве закладывается фундамент гигиенической культуры. У ребенка до 3-х лет быстро и прочно формируются стереотипы. Поэтому очень важно в это время дать детям алгоритмы жизни и в первую очередь – это навыки поведения за столом, в туалетной и умывальной комнате.
В три года ребенок уже должен уметь:
- мыть руки перед едой с мылом круговыми движениями;- вытирать руки и лицо своим полотенцем;
- есть самостоятельно, держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;
- есть неторопливо, тщательно пережевывая пищу;
- вытирать рот салфеткой по мере необходимости во время еды и после еды;
Публикация «Консультация „Гигиеническая культура детей раннего возраста“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
- благодарить словом после еды;
- следить за чистотой носа, пользоваться индивидуальным платком или салфеткой;
- пользоваться своим индивидуальным горшком или садиться на унитаз;
- мыть руки после туалета и прогулки с мылом.
В нашей группе «Солнечные зайчики» 20 детей. К концу учебного года выше перечисленные задачи практически решены. Как это было сделано?
Прежде всего, мы начали работу с формирования у малышей стереотипа разумных действий. Это важно не только с позиций воспитания навыков культуры питания, но и для целесообразного использования гигиенических процедур. Чтобы навык стал стереотипом - отрабатывали алгоритм действий:
- испачкал руки и лицо во время еды – пользуйся салфеткой;
- закончил еду – используй салфетку или вымой лицо и руки, если это необходимо;
- посетил туалет, пришел с прогулки – вымой руки с мылом;
- перед любым приемом пищи – вымой руки.
Гигиенические процедуры занимают очень много времени, а малышу хочется дольше играть, поэтому со стороны ребенка иногда возникал протест или негодование типа: «Сколько можно мыть руки?» Мы не вели ребенка насильно в умывальную комнату, а объясняли, что может произойти, если он не будет это выполнять. В свободное время проводили игровые упражнения, использовали игровые ситуации, такие как: «Чистюли», «Самые аккуратные», «Умываться нам не лень». В нашей работе помогала и художественная литература: потешки типа «Водичка, водичка», «Разноцветное мыло», сказка К. Чуковского «Мойдодыр», сказка «Маша – грязнуля».
Для воспитания навыков поведения за столом, большое значение имеет сервировка. Очень важно сервировать стол так, чтобы у ребенка возникло неосознанное желание быть аккуратным. Для этого на столе должны быть красивая скатерть или салфетка для каждого ребенка, красиво и правильно разложены столовые приборы, цветы, гигиенические салфетки, порционированный хлеб лежать в хлебнице. Чтобы не нарушались эти требования, приходилось проводить работу с помощником воспитателя, чтобы он не раздавал хлеб в руку ребенку или на стол рядом с тарелкой, а ложку не подавал в тарелке с первым и вторым блюдом.
Ребенок 3-го года жизни во время еды еще может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта и знаний. Но мы никогда не заостряли внимание детей на неправильных действиях, а учили, как надо сделать правильно. Например, если во время еды мы замечали, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой или пьет суп через край тарелки, мы подходили к ребенку и тихо говорили: «Рома, возьми ложку и кушай. Вот какой ты молодец, правильно держишь ложку». Мы старались добиться того, чтобы дети во время приема пищи заботились о чистоте рук и лица. Проговаривали необходимость столовых приборов и салфеток.
Мы старались, чтобы прием пищи носил разностороннее развитие, т. е. для формирования нужных навыков и привычек проговаривали все действия взрослого и ребенка; для развития познаний ребенка и обогащения словаря называли свойства предметов, давали название блюд, из чего они приготовлены, называли качества; для развития мелкой моторики после использования гигиенической салфетки сминали ее пальцами, скатывали шарик или колбаску, а потом полученный материал использовали для изобразительной деятельности.
Во время кормления детей мы соблюдали следующие правила:
- перед ребенком должно быть только одно блюдо, причем не слишком горячее и не слишком холодное;
- ребенок должен брать пищу в рот небольшими кусочками, поэтому котлеты, запеканки мы разрезали на кусочки;
- ребенок не должен разговаривать во время еды и быстро глотать – это опасно, поэтому часто напоминали содержание сказки «Петушок и бобовое зернышко», рассказ «Как Вася подавился»;
- никогда не допускали громких разговоров и бесед на разные темы между взрослыми;
- никогда не торопили детей и не кормили насильно;
- докармливали ребенка только при его желании.
Для того чтобы избежать за столом неосторожного проливания пищи детьми, неопрятности, неправильного использования столовых приборов в своей работе мы применяли игровые упражнения, ситуации такие как: «Послушная ложка», «Хрюша завтракает», «Кукла Катя обедает», «Час обеда подошел».
В своей работе мы столкнулись с тем, что у каждого ребенка свои привычки, любимая и нелюбимая пища, часто дети отказывались принимать незнакомую пищу. В таких случаях мы шли на компромисс:
- уменьшали порцию, отодвинув ложкой часть гарнира на край тарелки;
- делили порцию на несколько частей, проговаривая: «Это съешь за маму, это съешь за папу и т. д.».
- замаскировывали незнакомую пищу уже знакомой;
- беседовали с родителями о традициях кормления ребенка в семье, его вкусах, привычках, вырабатывали общие подходы и требования к воспитанию.
Во время приема пищи мы следили за тем, чтобы дети не отвлекались, ели не спеша, сидели за столом спокойно. Воспитывая культуру поведения за столом, напоминали по мере необходимости: «Катя, возьми салфетку и вытри себе губы», «Сережа, подвинь тарелку к себе ближе, так тебе будет удобнее кушать», «Маша, ты не забыла что-то сказать?» и т. д.
Очень важно, чтобы в группе раннего возраста во всех режимных моментах соблюдалась последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Этих правил мы старались придерживаться и в организации питания. Так, например, детей с плохим аппетитом, Катю, Рому, Аню, посадили за стол с детьми, которые хорошо кушают. Живых и подвижных, Дашу, Степу, Настю, посадили с более дисциплинированными детьми. Чтобы дети без стрессовых ситуаций могли переключиться с одного вида деятельности на другой, обеспечивали естественный и постепенный переход от игры к приему пищи. Например, говорили: «Посмотрите, Татьяна Николаевна уже закончила сервировать столы, и пошла за едой, что нам нужно сделать?». Это способствовало тому, что дети за стол садились постепенно, а не все сразу: одни убирали игрушки, другие шли мыть руки, третьи заканчивали игру. Но часто случалось, что пищу с кухни приносили очень горячей, поэтому мы использовали игры - ожидалки (пальчиковые упражнения, игры веселого язычка, хороводные и речевые игры).
Во всех режимных процессах ребенок должен испытывать положительные эмоции, удовольствия, торможения реакции. Например, во время умывания вода должна быть нормальной температуры, а чтобы ребенок не прекратил реагировать на художественное слово – оно не должно быть ежедневно одним и тем же. Мы стараемся это выполнять. И хотя наши дети овладели навыками гигиенической культуры, но они еще неустойчивы и требуют постоянного подкрепления.
В работе была использована литература:
1. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада «Радуга».
2. Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Кроха».
3. Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста «Кроха».
4. В. И. Теленги «Гигиенические основы воспитания детей».