Людмила Задорожная
Гигиена и охрана детского голоса при обучении пению
▼ Скачать + Заказать документы
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет
существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития
ребенка. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с
ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка,
заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. Не
нужно забывать о том, что певческий аппарат ребенка требует бережного
отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает
складываться (связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое,
Публикация «Гигиена и охрана детского голоса при обучении пению» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Охрана голоса ребенка. Консультации
- Темочки
поверхностное).Поэтому одной из важных здоровьесберегающих задач
обучающихся отделения вокального исполнительства является охрана детского
певческого голоса.
Певческий голос - уникальный музыкальный инструмент созданный
природой, который следует охранять и использовать разумно. Голос ребенка
отличается от голоса взрослого человека несформированностью голосового
аппарата, хрупкость и ранимостью голосовых связок. Его можно, как развить,
так и совсем испортить – сорвать. Голос юного вокалиста важен так же, как его
внешность, манеры, текст выступления. Это тот могущественный инструмент, с
помощью которого маленькие певцы доносят свое сообщение до аудитории. К
сожалению, в последнее время увеличилось число расстройств голосового
аппарата у детей школьного возраста. Педагогам вокалистам довольно часто
приходится сталкиваться с этим печальным фактом при прослушивании детей,
желающих заниматься пением.
Голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного
отношения. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со
связками взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей
также малы по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерное
пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее
напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость,
приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий
разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух.
Одним из самых действенных способов охраны детских голосов является
вокальное обучение, то есть овладение певческими навыками, которые
обеспечивают развитие голосового аппарата и его нормальную функцию.
Начинающим певцам свойственна быстрая утомляемость. Поэтому
режим занятий с ними должен строиться с учетом этой особенности.
Недопустимо, чтобы ученик уходил с занятия с усталым голосом. По мере
развития выносливости занятия постепенно удлиняются до 30-45 минут с 2-3
перерывами по 5-10 минут в течении этого времени. К детям следует подходить с особой осторожностью, учитывая недоразвитость их голосовых органов,
слабость мышц и быструю утомляемость нервной системы.
Вокальный репертуар для детей, которые только начинают заниматься
пением, должен быть подобран грамотно, а песни – соответствовать диапазону
голоса учащихся, состоять из небольших музыкальных фраз. Для воспитания
вокально- музыкальных способностей при отборе песен следует учитывать
необходимость развития мелодического слуха. Очень часто дети начинают петь
взрослые песни, и хотя, это нравится родителям, ребенку это наносит большой
вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо
выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого
подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка,
но и наносится вред голосовому аппарата. Текст песни должен быть доступен
пониманию детей и опираться на имеющиеся у них представления и образы.
Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким
образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате
этого вырабатывается активное слуховое внимание, то есть слуховая
чувствительность, которая имеет большее значение для развития голоса.
Слуховая чувствительность позволяет воспринимать и точно воспроизводить
звуковысотные соотношения мелодии, а слуховые ощущения напрямую связаны
с мышечными ощущениями. Таким образом в процессе тренировки
одновременно развивается слуховая и мышечная чувствительность, то есть
вокально- слуховая координация, которая необходима для качественного
развития голоса.
Еще одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и
подростков является систематическое занятие пением, способствующее более
интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом
укрепляются голосовые складки, тренируется музыкальная память, таким
образом, вырабатываются певческие навыки, необходимые при
профессиональном использовании голоса.
Исследователи доказали, что пение прививает ребенку художественно-
эстетические навыки, оказывает благоприятное влияние на организм и его
интеллект в целом. Однако, при воспитание правильных навыков и
естественное развитие детского голоса, не стоит забывать об основных законах
возрастной физиологии. При несоблюдении этих законов у детей часто
возникают заболевания голосового аппарата.
Учитывая физиологические особенности голосового аппарата в период
роста, следует как можно больше внимания уделять укреплению организма
детей и подростков. При этом одной из важных мер является закаливание,
которое следует рассматривать, как важнейшую составляющую часть
физического воспитания как детей, так и подростков-вокалистов. К методам
закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе, различные
спортивные игры, физическую работу на открытом воздухе. Наконец, в
педагогическом процессе необходимо максимальная простота в пояснении
приемов, применяемых педагогом. Ребенок способен очень легко воспринимать
и выполнять требования педагога, если они поставлены в определенной форме, отчетливо и ясно сформулированы понятным для детей языком. Основные
вокально - технические навыки должны прививаться только с целью помочь
ребенку найти и зафиксировать наиболее естественные приемы голосоведения.
Так же следует отметить, что такой сложный процесс, как певческое
голосоведение, особенно у детей, может нормально развиваться и протекать
только при наличии благоприятных условий. Несомненно, что одним из
основных условий является полноценность функции центральной нервной
системы, так как ей принадлежит ведущая роль в координации и регулирования
процесса голосообразования на всех этапах.
Педагоги вокала всегда должны помнить о хрупкости и малой выносливости
детских и юношеских голосов.
Чтобы сохранить красивый голос и уберечь от перегрузок, необходимо
соблюдать некоторые рекомендации, которые помогут уберечь голосовой
аппарат от повреждения:
- Не эксплуатировать голосовой аппарат сверх меры без всякой на то нужды;
- Перед выступлением или уроком (хотя бы за 5-6 часов) нельзя есть орешки,
сухарики, чипсы, семечки, печенья и любые другие продукты, которые
крошатся (Крошки забиваются в складки гортани, умеренно употреблять в
пищу очень острые маринады, перцы, пряности с укусом, очень соленую пищу;
- Осторожнее быть с молочно-кислыми продуктами и напитка (Они
способствуют образованию слизи);
-Не пить очень горячие и очень холодные напитки, лучше выпить воду (не
газированную) комнатной температуры;
- Занятия вокалом во время менструального цикла – очень опасно. (Это
связанно с тем, что в это время все слизистые организма снабжаются кровью
намного интенсивнее. Из – за этого, при нагрузке на голосовые связки, сильный
поток крови направится к горлу и на связках образуются узелки, удалить
которые будет невозможно в целом. Это может испортить голос.);
- Нельзя петь с заложенным носом, температурой и больным горлом;
- Перед концертом или уроком нельзя переедать, лучше покушать за два часа до
концерта или урока (Переполненный живот расслабляет, а энергия, которая
будет нужна, уйдет на переваривание пищи, но и на голодный желудок не петь)
- Нельзя кричать, орать «как бешенный», разговаривать громко (Напряжение
мышц гортани ведет к переутомлению и иногда потери голоса);
-Следите за дикцией и артикуляцией (это позволит избежать перенапряжения
мышц гортани и шеи);
- Начинать занятия вокалом не раньше, чем за два часа после сна;
- Соблюдать температурный режим:
а) хорошо закрывать горло в холодную погоду;
б) одеваться по сезону;
- Не следует разговаривать, петь и смеяться в холодное время на открытом
воздухе, особенно при быстрой ходьбе и после выступления;
-Беречь себя от простуды;
-Избегать резкого охлаждения.
Горло - это рабочий аппарат певца, который нужно беречь и охранять. Если
вокалист будет придерживаться эти элементарных правил, то занятия вокалом
будут проходить с большой отдачей и хорошим качеством.