Татьяна Колясева
«Формы работы по приобщению детей к чтению» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема привлечения детей к чтению книг становится как нельзя более актуальной: чтение связано не только с грамотностью и образованностью, оно является мощным средством нравственного воспитания ребенка, но в условиях бурного развития Интернет технологий, телевидения, компьютерных игр, трудно переключить внимание ребенка на традиционную бумажную книгу. Тем не менее, творчески ориентированные педагоги готовы предложить решение.
Темочки:
В своей работе с дошкольниками в этом направлении мы пытаемся найти интересные формы. В первую очередь была произведена большая работа с педагогическим коллективом. Имеются в виду педагогические советы, консультации, презентации на указанную тему. Здесь обсуждались теоретические вопросы, но гораздо интереснее оказались обсуждения практических заданий. В итоге было отмечено, что педагоги творчески относятся к этой задаче.
В начале года педагоги проводят анкетирование среди родителей детей, чтобы выявить, как подходят к этому сами родители и как пытаются привлечь своих детей к чтению книг. Мы были приятно удивлены, что родители много читают детям вслух, а особенно перед сном, что, по свидетельству ученых, весьма важно для развития ребенка.
Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. Здесь представлена литература, соответствующая возрасту детей. Дети могут в любое время подойти, посмотреть иллюстрации, заинтересовавшей их книги, прочитанной ранее воспитателем, обсудить их между собой. Важно, что после прочтения книги, педагогом ведется беседа по вопросам к произведению и дети учатся пересказывать наиболее запоминающиеся эпизоды, что в том числе способствует развитию речи дошкольников.
Необходимо отметить, что детям очень нравятся игры-драматизации по понравившимся произведениям. Они надевают маски, изображают повадки животных, имитируют голос героев, что также влияет на развитие внимания, памяти и речи.
Еще одним решением является оформление тематических стендов, посвященных творчеству писателей. Так, например, были оформлены выставки, посвященные А. С. Пушкину, А. Л. Барто, К. И. Чуковскому, с их помощью дети был ознакомлены с интересными фактами из жизни писателей.
Продолжением этой работы стала выставка детских поделок и рисунков по мотивам прочитанных произведений. В ДОУ прошли выставки детских работ, выполненных совместно с родителями. Особенно интересной оказалась выставка по мотивам сказок Г. Тукая.
Другая форма работы – создание книг-самоделок. Одно дело прослушать или прочитать книгу, но совсем другое – сделать ее самому, придумать, нарисовать, украсить. Был проведен конкурс на самую лучшую книгу.
Большое внимание воспитатели также уделяют приучению детей к бережному отношению к книге: воспитанники чинят книги в своей группе и дома. Помимо этого, проводятся экскурсии в городскую библиотеку, где детям рассказывают о принципах работы библиотеки и приглашают прийти вместе с родителями.
Как результат проделанной работы мы видим интерес детей к книге. Очень часто можно видеть, как дети садятся группой и имитируют чтение, не умея читать по-настоящему, но рассказывая историю по памяти, подключая фантазию.