Ирина Николаева
Формы организации занятий адаптивной физической культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Формы организации занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.
Публикация «Формы организации занятий адаптивной физической культурой» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Физическое развитие детей с ОВЗ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно – эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности. Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации.
Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.
В нашем детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. С детьми ежедневно проводят занятия воспитатели и специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, так же с детьми работает ассистент (помощник).
В работе с детьми очень значимо взаимодействие педагогов и специалистов, которое решает оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи и осуществляется по трем направлениям.
Совместные занятия с воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом психологом, логопедом, инструктором по физическому развитию - это эффективный способ в работе с детьми ОВЗ.
Коррекционно-развивающую работу выстраиваем с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбираем специальный комплекс упражнений, дозировку физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия, и фронтальные и индивидуальные, носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.
Грамотно, целесообразно создается и меняется двигательно-развивающая среда, учитываются разносторонние интересы детей, что способствует их физическому развитию.
В содержание работы с детьми ОВЗ входят:
•Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
•Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
•Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
•Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физинструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;
•Мотивация на улучшение результатов (похвала);
• Релаксация во время занятия;
•Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
•Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который подразумевает эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии дошкольников.
Для детей физическая культура является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности. Для развития двигательной сферы важен осознанный характер моторного обучения.
Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития детей данной категории, и, соответственно, свою специфику. Для детей с ЗПР характерно наличие патологических изменений в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, отмечаются трудности в формировании у них социальной мотивации деятельности. На занятиях по физкультуре у детей данной категории выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. Важно учитывать, что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции.
Физическое воспитание детей включает специальные коррекционные упражнения способствующие преодолению недостатков физического развития и осуществлению взаимосвязи с медицинской реабилитации детей. В общеразвивающие упражнения на развитие мышц шеи, мелкой моторики рук, на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета, мышечно-связочного аппарата стопы.
Свою работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья строим по принципу сотрудничества, стараясь передать каждому ребёнку определённые знания, умения и навыки. Каждый педагог понимает, что только при наличии подлинного сотрудничества взрослого и ребёнка можно добиться положительных результатов. Проводя оздоровительную работу, мы стараемся создать у таких детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих.
Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию, повышению двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья ведётся нами на протяжении всего учебного года. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.
Этому способствует созданная здоровьесберегающая предметно-развивающая среда:
Физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным (батут, сухой бассейн, горка, беговая дорожка и др.).
Спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить непосредственно-образовательную деятельность, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе.
В группе создан спортивный мини — центр, оснащена спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей.
В своей работе мы используем следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика корригирующая, динамические паузы, гимнастика для глаз, гимнастика после дневного сна, релаксация. В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
- ООД 3 раза в неделю в спортивном зале, на спортивной площадке.
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
- Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук
3. Коррекционные технологии
-Технологии музыкального воздействия
- Психогимнастика (мимика и пантомимика)
Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:
• Картотеки оздоровительных игр.
• Картотека игрового самомассажа.
• Составлены оздоровительные комплексы:
• Дыхательной гимнастики;
• Пальчиковой гимнастики;
• Фонетической ритмики;
• Артикуляционной гимнастики.
Опыт работы с особыми детьми, показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с ОВЗ успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.