Светлана Жукова
Формы и методы гражданско-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится гражданско-патриотическое воспитание. Патриотизм -это любовь к своей семье, родному краю, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в его сознание с самого детства. Поэтому и важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Публикация «Формы и методы гражданско-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2023
Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО,является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Достижение поставленной цели обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, и,как следствие-любви к своей Родине;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду.
Для решения поставленных задач были определены следующие пути:
-изучение методической литературы по теме;
-создание в группе предметно-развивающей среды;
-разработка перспективно-тематического планирования;
-привлечение родителей;
-взаимодействие с социальными партнерами (музеями, библиотекой, школой, советом ветеранов).
Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, может быть представлена в виде следующих блоков:
-Семья
-Детский сад
-Родная улица, город
-Республика,
-Страна, её столица, символика
Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, самостоятельную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
В работе по гражданско-патриотическому воспитанию мы используем следующие формы работы :
- Прежде всего это беседы различной тематики:
«Расскажи об улице, на которой ты живешь»,
«Памятные места нашего города»,
«Как жили наши предки»,
«Русские народные промыслы»»,
«Какие народы живут в России»,
«Что значит быть гражданим» и др.
Во время беседы дошкольников следует привлекать к рассмотрению иллюстративного материала, они должны учиться высказывать свое мнение по поводу увиденного.
-Экскурсии
Важной формой ознакомления дошкольников с родным краем являются экскурсии. Маленьких жителей нашего города можно познакомить с множеством замечательных мест, достопримечательностей старинных и современных построек. Знакомство с городом начинается с экскурсий по микрорайону «Юбилейный» и прилегающих к нему улиц. Во время экскурсий учим детей узнавать знакомые здания, выделять особенности внешнего вида, их назначение (школа, детский сад,почта,магазин и т. д.)
Мы с ребятами посещаем школу, кинотеатр «Родина», дворец спорта «Атлант», дом культуры, в недавно открытую галерею «Свет вокруг», музей Клычкова. Были в доме-музее С. Клычкова, в деревне Дубровки.
В Александровском монастыре и в селе Спас-Угол на родине Салтыкова-Щедрина.
Наш детский сад давно и успешно сотрудничает с Талдомским историко-литературным музеем,его сотрудники проводят для ребят старших и подготовительных групп краеведческие уроки,рассказывают об истории города, его достопримечательностях, о наших знаменитых земляках. Со старшими дошкольниками мы регулярно посещаем выставки, организуемые в музее. Также,сотрудники музея проводят для нас мастер-классы. Например,после выставки Вербилковского фарфора ребята имели возможность самостоятельно расписать фарфоровую фигурку (кашпо для комнатных растений)
Одна из форм работы –это «виртуальные экскурсии».Виртуальные экскурсии, конечно, не заменят реального посещения объектов, но это отличный способ познакомиться далекими для нас местами. Именно на виртуальной экскурсии ребенок может наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д.
Например: «Московский Кремль»,» Музей Салтыкова-Щедрина в селе Спас-Угол»
Такая форма работы, как музейная педагогика практикуется не только в виде экскурсий в городской музей, но и в плане создания музея ДОУ. У нас это «Уголок старины», где мы проводим с ребятами беседы и занятия соответствующей тематики. Также, в каждой группе создаются тематические мини-музеи. В этом учебном году в нашей группе функционировали «Музей русской матрешки», мини-музей «Значки СССР», «Елочные игрушки наших бабушек», «Журавлиная родина». Экспозиции мини-музея меняются примерно раз в месяц.
Также наши дети частые гости в городской библиотеке. Ее сотрудники регулярно проводят для дошкольников различные мероприятия и беседы, которые позволяют больше узнать о нашем городе и районе– его прошлом и настоящем,знаменитых гражданах. Тематика бесед самая различная, например, по нашей просьбе сотрудники библиотеки провели великолепное мероприятие в рамках проекта «Александр Невский –защитник земли русской»
Ежегодно осенью мы совершаем автобусные экскурсии в заказник Журавлиная Родина, где дети могут наблюдать не только серых журавлей, но и побывать в лесу, увидеть бобровые хатки, понаблюдать как растет клюква на болоте, закрепить знания о грибах и растениях подмосковного леса.
Знания, полученные детьми на экскурсии и беседах мы закрепляем в организованной образовательной деятельности. На занятиях дети учатся составлять рассказы, руководствуясь собственным опытом, выражать свое отношение к увиденному.
Занятия имеют различную тематику :
«Как жили наши предки»,
после поездки в заказник -«Талдом –журавлиный край» ,
в январе - «Наш земляк Салтыков-Щедрин»
В день памяти Пушкина знакомим детей с его биографией и сказками
Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, «Богатыри Земли Русской», «Наши защитники»- в феврале (перед Днем защитника Отечества) .
24 мая –день славянской культуры и письменности знакомим детей с азбукой
«Наши бабушки родные» - ко дню пожилого человека….
То-есть, здесь мы можем применить такую форму работы, как проведение тематических дней. Подобного рода тематическое планирование обеспечивает связь с общественными событиями.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников занимает тема Победы в Великой Отечественной войне. Каждый год,в мае в нашем детском саду проходят торжественные мероприятия на которые мы приглашаем ветеранов ВОВ. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Проводим занятия, на которых знакомим ребят с земляками-героями.
Затем мы с детьми обязательно идем к монументу погибшим воинам чтобы возложить цветы и почтить память погибших минутой молчания.
Мы работаем в тесном сотрудничестве с музеем Боевой славы,сотрудники которого проводят с детьми уроки патриотического воспитания.
Также мы привлекаем родителей, которые рассказывают о членах своей семьи, ветеранах ВОВ.
Следующие формы работы, о которых следует упомянуть это разного рода
-Праздники, развлечения,организация театрализованной деятельности детей (инсценировки русских народных сказок)
- Cлушание народной музыки, пение народных песен, народная хореография (танцы, хороводы,музыкально- фольклорные игры, игра на народных инструментах
-Знакомство с устным народным творчеством (сказки, пословицы, поговорки, считалки, былины)
-Знакомство с народными играми
Также в своей работе мы широко применяем проектную деятельность. За последнее время нами были разработаны и внедрены в практику несколько проектов гражданско-патриотической направленности :
«Талдом-городок-Подмосковья уголок», «Талдом-журавлиный край-ты его люби и знай», «Не забудем их подвиг великий», «Александр Невский –защитник земли Русской». Несколько лет назад в нашем детском саду проходил долгосрочный проект «Знакомим дошкольников с архитектурой родного города».Наработками по этому проекту мы пользуемся до сих пор.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Поэтому в своей работе мы практикуем проведений открытых мероприятий, консультаций для родителей. В нашем ДОУ уже несколько лет функционирует родительский клуб «Ромашкина семейка» ,в рамках которого воспитатели проводят совместные с родителями мероприятия, в том числе и гражданско-патриотической направленности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Занятия семейного клуба включает в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, мастер-классы по росписи пряников, изготовлению народных куколок, а также проведение совместных праздников – день матери, день защитника Отечества,день любви семьи и верности, Масленица и др. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
В организации занятий семейного клуба нам оказывает помощь и библиотека.
Результат нашей работы :
- у детей расширились знания о родном городе и местном крае, о их достопримечательностях, истории и символах города,
- сформировался интерес к своей малой Родине – городу, улицам, жилым домам,природным объектам,
- расширились представления об окружающем мире.
- дети научились составлять большие по объему,последовательные рассказы
-дети умеют выражать в продуктивной деятельности полученные знания и умения.
Но самым главным результатом нашей работы, по моему мнению, является воспитание у ребят чувства глубокой привязанности к родным местам, уважительного отношения к своему городу и любви к своей стране. Очень надеюсь на то, что наши воспитанники будут гордиться тем, что живут в нашем замечательной стране и вырастут достойными ее гражданами.