Алина Митина
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях дошкольное образование, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы экономического образования.
В условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшего школьного и профессионального образования.
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в детском саду» размещена в разделах
Нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка? Может, стоит подождать, пока ребенок достигнет более зрелого возраста, ведь тогда ему многое станет понятным без объяснения взрослых?
Не всем же быть экономистами по профессии! Так полагают многие педагоги и родители, позиция которых мы, безусловно, считаем ошибочной.
Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной действительностью, бытом и у него возникает множество вопросов.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится воспитание ребенка - дошкольника социально - адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь.
Актуальность формирования финансовой грамотности в детском саду заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
В процессе знакомства детей с основами финансовой грамотности можно использовать разные формы взаимодействия взрослых и детей (игровую, продуктивную, познавательно - исследовательскую, чтение художественной литературы, свободную самостоятельную деятельность самих детей (игры, лепку, рисование, конструирование).
Для того чтобы найти ответы на главные вопросы, воспитателям также необходимо изучить исторические справки, факты, подобрать необходимую литературу, адаптированную для детей о деньгах. Можно с детьми провести такие беседы, как «С чего все начиналось?» (о первых «обменах» на соль, ракушки, меха и т. п., «Реклама, для чего она нужна?» (в результате которой можно предложить детям поучаствовать в создании рекламного ролика).
Для знакомства с некоторыми фактами могут помочь познавательные фильмы и передачи о деньгах, их истории (из цикла познавательных передач «ГАЛИЛЕО», «У тетушки Совы», «АБВГДЕЙка», видеофильм «Как печатают деньги».
Учитывая, что у дошкольников старшего возраста преобладает наглядно-образное мышление, то основным видом деятельности является игра. Сюжетно - ролевая игра - это эффективная форма работа с детьми в сфере экономического воспитания. Эти игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат.
Например, детям для сюжетно-ролевых игр по типу «Супермаркет» можно предоставить разнообразный игровой материала (кассу, распечатанные купюры разного достоинства). В игре дети познают на практике правила «купли-продажи», учатся соотносить стоимость товара, приобретают практические навыки обращения с деньгами.
Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний используются народные и авторские сказки, такие как «Мальчик с пальчик», «Муха -Цокотуха», «Морозко», «Приключения Буратино», «Как старик корову продавал»-м/ф, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и др. Художественная литература оказывает благотворное воздействие на детей благодаря тому, что отражает действительность, показывает жизнь в ярких живых образах, тем самым облегчает ребенку понимание жизни и отношений в ней.
Примером свободной деятельности детей может послужить творческий конкурс рисунков: «Моя будущая профессия», «Я помогаю близким», «Мои добрые дела».
В ходе занятий дети не получают «готовых» знаний, а сами делают открытия, узнают что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.
Вся эта проделанная работа дает детям возможность получить теоретические основы экономических наук, через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, познакомится с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом, научится быстро и эффективно усваивать математические операции: счет, сложение, вычитание, усвоить формы речевого этикета адресованного и мотивированного, а также привлечь детей к развитию реального экономического мышления и интереса к экономическим знаниям.