Ермек Еспасинов
Формирование здорового образа жизни на основе профилактической работы
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Для многих не решена жилищная проблема. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны. Возникает реальная проблема страха перед действительностью.
Публикация «Формирование здорового образа жизни на основе профилактической работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Социально-экономический кризис обострил наркологическую ситуацию. Мы столкнулись с новыми условиями, при которых подросток способен немедленно удовлетворить желание, связанное с получением удовольствия. Молодежь обучается возможности получать удовольствие, не вкладывая для этого своего труда, что отрицательно сказывается на отношении к обучению в школе, нарушает развитие профессиональных навыков, обедняет эмоции, интересы, социально-значимые установки, нарушает систему отношений в микро- и макросреде. Алкоголь, наркотики и др., используемые подростками, моментально изменяют их психическое состояние, и без каких-либо усилий достигается ощущение успешности, собственной состоятельности.
Формирование личности такого подростка во многом зависит от его способности понимать себя. В связи с этим актуализируется необходимость изучения самопонимания растущего человека. Особенно важным это становится в старшем школьном возрасте, когда молодой человек находится на пороге вступления во взрослую самостоятельную жизнь и нуждается не только в понимании нового для него окружающего мира, но и в понимании себя в этом мире. Самопонимание приобретает в этом возрасте свои специфические особенности и содержание.
В связи с этим, на наш взгляд, особого внимания заслуживают проблемы профилактики в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений и интенсивностью роста самосознания, самопонимания, решением проблем личностного самоопределения, смысла жизни. Наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия. Обращение к этим качествам могло бы стать значимым этапом в профилактике.
Таким образом, можно предложить, что основной акцент должен ставиться на меры первичной профилактики, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья подрастающего поколения, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной сферы.
1. Аддиктивное поведение как одна из форм дивиантного поведения подростков.
Традиционно в негативное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание).
• Алкоголизм — хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе — расстройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие).
Психологическая зависимость от алкоголя строится на фиксации ощущения, что алкоголь вызывает желаемый эффект. Алкоголь способен вызвать не только психологическую, но и физическую зависимость, становясь компонентом обмена.
• Наркомания — болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения. Сильную психическую зависимость способны вызывать все наркотики, но физическая зависимость к одним бывает выражена (препараты опия, к другим - остается неясной, сомнительной (марихуана, в отношении третьих вообще отсутствует (кокаин).
• Токсикомания — заболевание, проявляющееся психической и физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свойствами, что и наркотик. При употреблении веществ, изменяющих психическое состояние, также можно встретить симптом потери контроля, угрожающий жизни. К нему относится злоупотребление снотворными.
• Наряду с алкоголем и наркоманией табакокурение — самое распространенное средство получения удовольствие. Никотин это психофармакологическое вещество. Психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсивно, но, без сомнения, заметнее. Речь идет об эмоциональном выравнивании и успокаивающим эффекте. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков. Страстное курение близко к алкогольному и барбитуратному типу зависимости. Поэтому неудивительно, что курение коррелирует с алкоголизацией, а также с наркотической зависимостью.
Выделяют пять основных этапов формирования аддикции:
Первый этап - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями и фиксация в сознании этой связи. Такими действиями может быть прием вещества, изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре и др. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние.
Следующий этап аддиктивного поведения характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Прослеживается корреляция ритма аддикции с жизненными затруднениями, и чем ниже порог переносимости фрустраций, тем быстрее ритм. С учащением случаев прибегания к аддиктивной реализации межличностные отношения постепенно отступают на второй план. Провоцировать аддикцию начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.
На третьем этапе аддиктивный ритм становится стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни, интегральной частью личности. Это делает аддиктов невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Мотивация искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивной, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение.
Четвертый этап - полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддикт ничего не оставляет от своего внутреннего мира. На этой стадии доверие к аддиктам уже потеряно, их начинают воспринимать как “конченных”, ни на что хорошее не способных людей.
Пятый этап носит характер катастрофы. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы. Очень тяжелые последствия развиваются у лиц с наркотической зависимостью: интоксикация поражает органы и системы в целом, вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения, что в значительной мере может осложнить коррекцию или сделать ее полностью бессильной.
Химические вещества изменяют психическое состояние. Многие вещества токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен веществ в организме так, что зависимый от них человек употребляет их сначала для изменения психического состояния, а затем для поддержания своей жизнедеятельности.
К химическим веществам относятся:
1. Алкогольная зависимость
2. Наркомания
• опиумная зависимость;
• зависимость от каннабиса (марихуаны, гашиша, анаши и т. д.);
• зависимость от галлюциногенов (ЛСД, псилоцибин (содержится в некоторых видах грибов, мескалин (содержится в кактусе пейот, гармин, гармалин, ибогин, заменители амфитаминов);
• кокаиновая зависимость;
• героиновая зависимость;
• зависимость от седативных, снотворных и др. лекарственных препаратов;
• зависимость от стимуляторов (фенамина и веществ, сходных по своему воздействию с фенамином).
• Токсикомания
• Кофеиновая зависимость
• Никотиновая зависимость.
Специфической особенностью химических веществ является наличие тесной связи между двумя ее аспектами - клиническим и психосоциальным. Это означает, что поведение, связанное с употреблением наркотиков и алкоголя, следует одновременно рассматривать и как комплекс социально-педагогических проблем, и как следствие прогрессирующих физико-химических изменений в организме. Вырабатывается химическая зависимость организма от различных веществ, изменяющих психическое состояние.
Переход негативного поведения в зависимое поведение определяется рядом факторов, способствующих или препятствующих этому переходу. Факторы в соответствии с природой самого человека традиционно делятся на социальные, психологические и биологические.
Социальные факторы: доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков.
Неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных формах активности («комплекс Герострата») – насилии, преступлениях или же приводит к ретритизму («уходу», «бегству» - в алкоголь, наркотики, из жизни).
Например, никотиновый голод вызывает у курильщика нервозность, беспокойство, головокружение, усталость, потоотделение, судороги, дрожание конечностей, усиленное сердцебиение и другие симптомы воздержания от никотина. Доза потребления никотина постепенно возрастает, а в ее отсутствии поведение становится безрассудным. Поведение подростка начинает зависеть от дозы и режима употребления ПАВ.
Знания о релаксационном эффекте алкоголя и наркотиков широко известны не только взрослым, но и самим подросткам. Они считаются эффективными и доступными способами борьбы со стрессом. Например, никотин одновременно успокаивает и бодрит. К несчастью, никотин вызывает не менее сильную зависимость, чем героин или кокаин.
В подростковом возрасте особенно актуальными являются не сформировавшийся ранний алкоголизм, не наркомания и токсикомания, а злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами – ПАВ (психоактивные вещества, изменяющие сознание, когда зависимость от них еще отсутствует. Такое поведение называется аддиктивным.
Аддиктивное поведение – нерегулярное употребление ПАВ, которое можно расценивать как предпосылку развития зависимости. Этот термин хорошо отражает присущую подростковому возрасту характерную черту, иногда называемую «первичным», «изначальным», «поисковым» подростковым полинаркотизмом. Суть этой черты состоит в том, что многие подростки склонны испробовать на себе действие различных ПАВ.
Переход аддиктивного поведения в зависимое поведение определяется рядом факторов, способствующих или препятствующих этому переходу. Факторы в соответствии с природой самого человека традиционно делятся на социальные, психологические и биологические.
Социальные факторы: доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков.
Основную группу риска химической аддикции составляют несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет; при этом в группе токсикоманов, злоупотребляющих летучими органическими растворителями, возраст первой встречи с токсическими веществами составляет от 11 до 14 лет, наркотиками – от 12 до 16 лет, средний возраст начала употребления алкоголя 12,5 лет.
Среди подростков, начиная с 1991 года, число впервые взятых на учёт с диагнозом наркомания увеличилось в 12,6 раза. Если в 1991 году молодые люди впервые начинали пробовать наркотик в 17 – 18 лет, то в 2007 – в возрасте 11,3 года.
Периодически употребляют алкоголь среди учащихся 8-х классов – 49%, 9-х классов – 53%, 10-х классов – 79%, 11-х классов – 89%. Среди старшеклассников считают возможным употреблять алкоголь по выходным от 19% до 39%, по праздникам от 76% до 93%, за компанию от 22% до 61%.
Разные формы девиантного поведения подростков взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие.
2. Профилактика зависимости от ПАВ и вредных привычек.
Существует три уровня профилактики со своими конкретными объектами и субъектами воздействия.
Первичная профилактика - этот вид профилактики действует тем лучше, чем раньше он начат. Её цель - недопущение развития аддиктивного поведения. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.
Вторичная профилактика - этот вид профилактики призван распознавать рискованное поведение и его симптомы и попытаться уменьшить их действие. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих алкоголем, изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Третичная профилактика - этот вид профилактики работает на стадии проявившейся болезни, стараясь унять боль и помочь в реабилитации
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:
Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др., а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Профилактика аддиктивного поведения должна касаться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
Система профилактики аддиктивного поведения должна начинаться гораздо раньше подросткового возраста, когда она заявляет о себе со всей остротой. В широком смысле она является составной частью воспитания полноценно функционирующей личности. В более узком смысле она должна быть направлена на формирование в первую очередь таких качеств личности, как самостоятельность, самодостаточность, стрессоустойчивость. С учетом современных социальных реалий (экономических условий и возможностей подготовки специалистов) профилактическая работа может начинаться с младших классов. Здесь могут применяться игровые методы и творческое самовыражение. По мере взросления они должны уступать место обсуждению выдвигаемых членами группы личных проблем.
Традиционно в России профилактика аддиктивного поведения среди подростков строилась на системе информации о вреде алкоголя и наркотиков, которая доносилась до слушателей в виде лекций, проводимых специалистами. В последние годы спектр мероприятий расширился за счет психологической работы, направленной на коррекцию личностных уклонений.
3. Работа социального педагога по профилактике злоупотребления ПАВ и вредных привычек.
Программы профилактики особенно во внешкольных учреждениях, предназначены для усиления «защитных факторов» и ослабления известных в городе, поселке, селе «факторов риска». Программа по профилактике должна быть направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ, включая употребление табака, алкоголя, наркотиков, и токсикантов.
Все мероприятия проводились с воспитанниками на базе нашего центра.
Я работаю в ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних ЕР АО» 2.5 года в должности социального педагога. В СРЦ помещаются дети в возрасте от 3 до 18 лет. Основные причины поступления несовершеннолетних в реабилитационный центр: социально-опасное положение в семье, трудная жизненная ситуация, дети, оставшиеся без попечения родителей. На социальную реабилитацию поступают дети с разным уровнем физического, психического и интеллектуального развития, много педагогически запущенных детей. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, что отрицательно влияет на образ жизни детей. Более половины детей подросткового возраста уже имеют вредные привычки, либо пробовали курить, употреблять спиртные напитки. Состав разновозрастной группы детей в течение года постоянно меняется. Поэтому в планы своей педагогической работы приходится вносить изменения, варьировать в соответствии с возрастными особенностями, уровнем индивидуального развития воспитанников.
В течение 2011-2013 гг. в СРЦ вел коррекционно-реабилитационную работу по Программе «Формирование здорового образа жизни на основе профилактической работы». Программа «Формирование здорового образа жизни на основе профилактической работы» направлена на сохранение и укрепление физического здоровья детей. Программа предусматривает развитие физической активности воспитанников СРЦ, формирование активной жизненной позиции, приобщение к занятиям спортом, воспитание гигиенической культуры, профилактику вредных привычек, инфекционных и др. заболеваний. Огромное значение в работе по программе «Формирование здорового образа жизни на основе профилактической работы» уделяется антинаркотической пропаганде, профилактике вредных привычек.
Задачи моей профилактической работы:
• Ориентировать подростков на способность сделать свой собственный выбор, подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор.
• Дать подросткам возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни.
• Сформировать позицию молодого человека на основе самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о то, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.
• Выявить группы риска.
Я по организации профилактики использую социально - педагогические технологии:
- провожу беседы о «самовольном уходе из территории центра»
- показываю видеофильмы и провожу лекции о вреде алкоголизма, наркомании, наркозависимости сказывающиеся негативно на здоровье человека.
- проведение спортивных эстафет.
- проведение антинаркотических дискуссий.
- создание социально – поддерживающих систем в школе.
- формирование адаптивных стратегий поведения в центре и в обществе целом.
- развитие личностных качеств.
За период с 2011 по 2013 гг. с воспитанниками центра мною проведено конкурсы плакатов: о здоровом образе жизни, вреде курения, наркотиков.
6 плакатов воспитанников размещено в общественных местах, на информационных щитах, это: «Дети против наркотиков», «Мы – за здоровый образ жизни», «Нет – курению!».
Проведено 9 занятий на антинаркотическую тему, 9 тематических занятий о вреде алкогольных напитков, табакокурения. Выпущены стенгазеты: «Наркотикам - нет! Мы за ЗОЖ», «Курить – здоровью вредить!», «Пьянству – бой!». В ходе реализации программы разработаны и распространены брошюры: «Цена мифа», «Как не стать наркоманом», «Как бросить курить» среди воспитанников СРЦ и их родителей.
Плакаты о ЗОЖ оформляют стены актового зала, периодически (2-3 раза в год) оформляется выставка таких плакатов и рисунков в игровой комнате детей. Организовываются просмотры фильмов и видеороликов о вредных привычках, и их влиянии на здоровье, судьбу человека (периодичность: 3-4 раза в год).
Для успешной реализации антинаркотической пропаганды принял активное участие в Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью», открытое занятие «Беда, которую несут наркотики», 3 операции по распространению плакатов в общественных местах «Дети против наркотиков», проведены занятия, предусмотренные программой здорового образа жизни.
Ежемесячно проводятся мероприятия, направленные на профилактику наркомании среди подростков, информация и отчёты о проводимых мероприятиях (1 раз в полгода) предоставляется директору ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних ЕР АО», а также в Министерство социальной защиты населения (порталы прилагаются).
Больше всего детям нравится рисовать плакаты и размещать их для общего обозрения на информационных щитах, а также просмотр фильмов и видеороликов о влиянии на жизнь человека пагубных пристрастий. Просветительные брошюры по антинаркотической пропаганде, о вреде курения, повышении самооценки дети с удовольствием перечитывают, делятся полученной информацией со сверстниками. Таким образом, осуществляется опосредованное влияние на подсознание детей о вреде пагубных пристрастий.
Результатом проведённой работы по формированию здорового образа жизни стал сознательный отказ воспитанников реабилитационного центра от применения психоактивных и наркотических веществ, принятие как альтернативы занятия спортом, трудом и творческой деятельностью. За 2 года моей работы в реабилитационном центре был зарегистрирован только один случай употребления спиртных напитков несовершеннолетним. Курящие подростки (5чел) отказались от своей вредной привычки.
Программа ЗОЖ предусматривает тесное сотрудничество с медицинским работником СРЦ. Совместная работа с врачом включает в себя проведение бесед по гигиене тела, профилактике инфекционных заболеваний, закаливание, фитотерапию, разработку комплексов физических упражнений для коррекции осанки, упражнений на различные группы мышц, оформление информационного стенда «Уголок здоровья», проведение диспансеризации воспитанников. Одно из мероприятий «Пропаганда ЗОЖ, профилактика наркомании и ВИЧ-инфекции» предусматривало встречу подростков с врачом-наркологом, где он в популярной форме рассказал подросткам о природе наркотика, о быстром привыкании к нему, делая акцент на описании неприглядной стороны употребления наркотиков, на том, что жизнь наркомана коротка и бесцветна. А также о заболеваниях и последствиях от наркотических средств, и их влияние на организм человека. Несовершеннолетние, прошедшие реабилитацию в нашем социальном центре по программе формирования здорового образа жизни на основе профилактической работы, улучшают показатели своего физического здоровья: вес тела приходит в норму, купируются хронические заболевания, проводится профилактика новых заболеваний, улучшаются биохимические лабораторные показатели крови (по результатам медицинских обследований). Воспитанники вооружаются знаниями и навыками здорового образа жизни, которые им необходимы. Хочется отметить, что количество детей, которые улучшили своё здоровье в результате проведённой работы по программе здорового образа жизни на основе профилактической работы, возрастает.
В течение реабилитационного периода воспитанникам прививалась любовь к труду, стремление участвовать в общественной деятельности. Проведены: 5 экскурсий на предприятия села, беседы о необходимости труда, операции «Чистый двор», «Тепло», «Уют», «Книжкин Доктор Айболит», субботники. Воспитанники центра под руководством педагога оказывали посильную помощь ветеранам войны, труженикам тыла, пожилым людям и инвалидам. Дети оказывают помощь в труде работникам центра, дежурят по столовой, прибираются в комнатах, ухаживают за комнатными растениями и т. д. Все воспитанники приобрели необходимые трудовые навыки, которые им пригодятся в самостоятельной жизни.
В 2011-2013 гг. велась работа с воспитанниками по профилактике правонарушений и самовольных уходов из детского учреждения т. к. были случаи самовольных уходов несовершеннолетних из центра.
В рамках реализации работы по этому направлению ведётся взаимодействие с сотрудниками ПДН, ГИБДД, которые приглашаются на собрания с воспитанниками центра, проводят с ними разъяснительную работу. С «учётными» воспитанниками проводились встречи с инспекторами ПДН, беседы по УК РФ, индивидуальная работа, привлечение к общественно-полезному труду. Проводил мероприятие «Уголовная ответственность несовершенно-летних!» с приглашением инспектора по делам несовершеннолетних. Подростки на этой встречи узнали о видах преступлений: кража, вымогательство, разбой, вандализм. Также было разъяснено детям, с каких лет наступает уголовная ответственность и какие наказания применяются за совершение преступления. Подростки познакомились со статьями Уголовного Кодекса РФ, предусматривающими наказание за изготовление, хранение и распространение наркотиков.
Работа с родителями и воспитательный процесс несовершеннолетних тесно взаимосвязаны. Невозможно дать ребёнку правильное воспитание, если он видит отрицательный пример родителей. Поэтому наряду с воспитательной работой несовершеннолетних проводится просветительная и разъяснительная работа с родителями. За 2011-2013гг. мною проведено 56 бесед с родителями по вопросам воспитания детей, 46 консультаций по вопросам жизнеустройства, 106 консультаций по укреплению и сохранению здоровья их детей, викторина с родителями «Что нам нужно знать о здоровом образе жизни». Выпущены брошюры «Как несовершеннолетним противостоять негативному влиянию сверстников», «Повышение самооценки несовершеннолетних», «Защитим наших детей от наркотиков», «Цена мифа» (антинаркотическая пропаганда) и распространены среди родителей воспитанников СРЦ и семей «группы риска». Принял участие в патронаже 16 семей, дети которых проходят реабилитацию в СРЦ, совместно с представителями органов опеки и попечительства, КДН. Родители приглашались на открытые занятия и праздники. В рамках работы с родителями приняла участие в акциях: «Новая жизнь старым вещам», «Мамина ярмарка», организовывала чаепития детей и родителей с целью восстановления нарушенных семейных связей. Моя работа с родителями направлена, прежде всего, на исправление их асоциального поведения, повышение нравственности и ответственности за судьбу детей, оказание помощи в воспитании детей, возвращение ребёнка в полноценную кровную семью.
Программа профилактики должна расширять знания о последствиях употребления ПАВ с укреплением в сознании личности негативного отношения к наркотикам и алкоголю.
Программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не только на дидактических методах, но и на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях.