ирина мамаева
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
Современное дошкольное образование отличается своей устремленностью в будущее. Новый ФГОС предполагает не только соответствие содержания воспитательно – образовательного процесса возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, но и его реализацию через различные виды деятельности детей : двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно – исследовательскую, музыкальную, трудовую, конструктивную, изобразительную, восприятие художественной литературы и фольклора.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» размещена в разделах
Благодаря такому подходу знания, приобретенные детьми, находят свое применение и в других сферах их деятельности в повседневной жизни. Рассмотрим это на примере младшей группы.
Овладение элементарными математическими представлениям у детей младшего дошкольного возраста возможно посредством организации следующих форм работы :
1. Наблюдение.
Для закрепления приобретенных знаний целесообразно как можно чаще обращать внимание детей на то, что находится в их ближайшем окружении: что находится вверху, а что – внизу, далеко или близко, какие предметы имеют форму круга, а какие – квадрата.
2. Продуктивная деятельность.
Рисование – любимый вид деятельности каждого ребенка, в это нет секрета. Можно изображать предметы разных форм и обращать на это внимание малышей: чтобы нарисовать яблочко, нужно нарисовать круг, домик – квадрат и треугольник. То же самое в лепке и аппликации. Одновременно можно закрепить понятие о величине и количестве.
3. Конструирование.
Сооружения даже элементарные постройки строительного материала и конструкторов, дети закрепляют представления о геометрических фигурах, цветах, величине и форме.
4. Трудовая деятельность.
Одеваясь на прогулку, можно обратить внимание детей на размер одежды, длину шарфа, высоту обуви. Организуя дежурство по столовой – на размер и форму тарелок.
5. Чтение художественных произведений.
Читая книжки, можно сделать акцент на формировании количественных представлений. Сколько поросят в сказке? Сколько медведей?
5. Пальчиковые игры.
Существует множество пальчиковых игр, в который можно тренировать счет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!».
6. Подвижные игры.
Подвижные игры дети просто обожают. В многих из них дети тренируются ориентироваться в пространстве и времени, тренируют счет, развивают слуховое восприятие, закрепляют знания основных цветов и фигур. С детьми младшего дошкольного возраста можно проводить такие игры: «Найди свой домик», «Найди свой цвет», «Где звенит колокольчик?» и др.
7. Дидактическая игра.
Настольно – печатные игры по ФЭМП – ценный инструмент в работе воспитателя. Сегодня, в век цифровых технологий, практически каждый педагог имеет возможность создать игру, которая будет отвечать все поставленным задачам.
8. Сюжетно – ролевая игра.
В этом возрасте данный вид игровой деятельности лишь зарождается, но уже сейчас предоставляет максимально эффективную среду для отработки таких понятий, как «один – много – ни одного», длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий» итд.
Подводя итоги, отметим, что практика применения элементарных математических представлений в различных видах деятельности создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях.