Татьяна Кадочникова
Формирование экологического воспитания дошкольников средствами инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете за последнее время стремительно исчезают различные виды уникальных растений и животных. Окружающая среда загрязняется с каждым днем все больше и больше.
Современная культура, объединяющая людей, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде.
Публикация «Формирование экологического воспитания дошкольников средствами инновационных технологий» размещена в разделах
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности.
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную образовательную программу, которую разрабатывает само учреждение или через парциальную программу, которая дополняет основную. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.
В нашей группе используются:
общеобразовательная программа «Вдохновение» под ред. В. К. Загвосдкина, И. Е. Федотовой;
парциальная программа «Юный эколог» под ред. С. Николаевой.
Цель моей работы по экологическому воспитанию : формирование у детей основ экологической культуры путем организации системной работы, позволяющей развивать бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к окружающему миру.
Учитывая цель работы, определа задачи:
Развивать воображение и творческою активность, обогащая эстетические впечатления;
Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание к окружающему миру;
Формировать устойчивые представления о родном крае и его обитателях;
Формировать систему представлений детей о доступных объектах и явлениях природы, её многообразии, целостности живого организма;
Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь, обучать составлению рассказов.
Экологическое воспитание дошкольников невозможно без пополнения предметно-развивающей среды. Работая над её развитием, соблюдая принципы в соответствии с ФГОС, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной.
В группе оформлены :
экологический центр, который знакомит детей с растениями, дикими и домашними животными;
календарь погоды, где проводятся наблюдения за погодными явлениями;
литература с экологическим содержанием и наглядный материал для
детей;
дидактические игры и пособия.
На территории ДОУ было создано, руками сотрудников:
сказочный домик;
экологическая тропа;
пасека;
цветники;
огород;
зона домашних жителей.
Современными формами экологического образования на наш взгляд являются компьютерные технологии и мультимедийные презентации (ИКТ, проектная деятельность, экологическая тропа, экологические акции, прогулки, огород на окне, совместная деятельность детей и родителей.
Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал, как систему опорных образов, основанных на ассоциативных и фактографических видах памяти детей. В процессе ознакомления детей с природой, я использую разнообразный материал:
дидактические картинки;
звуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ;
экранные материалы – это слайды, т. е. серии кадров, посвящённые отдельной теме;
презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;
видео - просмотр видеороликов, док. фильмов, мультфильмов. В которых рассказывается и показывается природа и среда обитания в разных точках планеты.
Использование интерактивных технологий предусматривало вовлечение детей в активную познавательную деятельность посредством подбора интересных и разнообразных игровых методов, и приёмов, так мной использовались:
- проблемно-поисковые игры-задания;
- словесно-дидактические игры;
- развивающие игры;
- игры-драматизации;
- игры-соревнования;
- игры - путешествия и т. д.
Прогулки также были широко использованы для экологического воспитания детей. Я знакомила детей с природными изменениями по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, трудовая деятельность людей в природе).
Также в работе использую метод моделирования, где вместо реальных объектов предметов, все изображено в виде схем, отдельных изображений, знаков.
В результате применения интерактивных технологий в процессе экологического воспитания происходит активация психически-волевых процессов, развитие интеллекта, формирование личностных качеств дошкольников.
Таким образом, развитие экологической культуры детей будет проходить более успешно, если наряду с традиционными технологиями обучения, включать в образовательный процесс и интерактивные технологии, тем самым проводить целенаправленно-систематическую деятельность на понятном и разнообразном материале.