Лучший педагог года

Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников

Пучкина Татьяна
Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сентябрь Тема Цель

Занятия «Осень золотая».

(см. конспект) Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Учить пользоваться сенсорными эталонами, называть цвета, форму. Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Публикация «Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников» размещена в разделах

Рисование «Осенний лес». Изготовить коллаж «Лес», на основе которого в последующем будут устанавливаться зависимости и закономерности в природе.

Повседневная деятельность Наблюдение за птицами (голубь, воробей) Рассмотреть голубя и воробья, сравнить их, чем похожи, чем отличаются. Кто больше, меньше? Какого цвета.

Наблюдение за насекомыми: муравьем. Рассмотреть строение тела. Уточнить: ножки, усики, как ниточки. Рассказать какую пользу приносят. Вызвать уважение к крохотному труженику.

Наблюдения за цветами в цветнике. Рассмотреть цветы, познакомить детей с ноготками. Сравнить цветы по форме, цвету, размеру, запаху. Показать детям многообразие расцветок, запахов.

Экскурсия по участку. Закреплять знания детей об изменениях природы осенью (солнце светит не так ярко, трава пожухла, деревья приобрели разноцветную окраску: березы – желтые, рябина – красная). Учить детей радоваться осеннему разноцветью.

Опыт: игры с сухим и мокрым песком. Сравнить сухой и мокрый песок (цвет, сыпучесть, форма) чем похожи, чем отличаются. Показать, что поделки можно делать только из влажного песка, сухой - рассыпается.

Дидактические игры: «Раз, два, три к названному дереву - беги», «Слушаем погоду», «Угадай, что ты съел». Закреплять названия деревьев.

Учить слышать и узнавать стук капель по стеклу, шорох, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.

Уточнить представление о вкусе овощей.

Труд в природе: уборка урожая на

огороде (сбор фасоли и гороха). Сравнить семена по цвету, размеру, форме, на вкус.

Октябрь Тема Цель

занятия Ознакомление с овощами.

Д/и «Салат из овощей». Закрепить представление об основных свойствах овощей (вкус, форма, цвет, величина); обогатить речь детей новыми словами (бордовый, оранжевый, хрустит);

формировать умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник); закреплять понятия «больше», «меньше», «столько же»; продолжать учить соблюдать этикет.

Повседневная деятельность

Наблюдение за сорокой. Что есть у сороки? Сколько ног? Глаз? Крыльев? Перьев? Клюв? Рассказать, что у птиц нет зубов. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Наблюдение за насекомыми: пчелой. Рассказать какую пользу приносит, как правильно себя вести, чтобы пчела не ужалила. Какую пользу приносит.

Наблюдение: осенние листья Уточнить представления детей о листьях, их форме, размерах, окраске. Сравнить листья клена, дуба, березы. Закрепить понятие листопад. Учить пользоваться сенсорными эталонами.

Наблюдение за погодой. Сильный ли ветер (качание деревьев, белья на веревках, откуда дует ветер? «Без рук, без ног, а ворота отворяет.

Опыт: как появляются лужи. Показать детям наглядно, как при избыточной влажности на улицах появляются лужи. Сравнить сухую и влажную землю.

«Угадай на вкус».

«Холодный – горячий». Активизировать чувственные представления.

Развивать вкусовое восприятие.

Учить определять холодное, горячее предметы, воду, воздух.

Труд в природе Собрать семена ноготков, бархотки. Сравнить их. Учить детей заготавливать семена на следующий год. Объяснить, что из этих семян на следующий год вырастут новые цветы.

Ноябрь Тема Цель

Занятия

Ознакомление с фруктами. Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев. Закрепить знания о том, что фрукты растут в саду. Учить выделять характерные признаки фруктов, обследовать с помощью зрительно – осязательно – двигательных действий. Закрепить знания о способах приготовления фруктов. Принимать личное участие в элементарных трудовых процессах.

Повседневная деятельность

Наблюдение за птицами Какие птицы часто прилетают? Какие редко? Какой корм больше любят. Закреплять названия птиц.

Наблюдение за насекомыми Предложить детям поискать есть ли где насекомые. Подвести к выводу, что зимой холодно, нет корма для насекомых, поэтому нет и насекомых.

Наблюдения за семенами деревьев. Какие семена? Легкие или тяжелые? Большие или маленькие? Мягкие или твердые? Где нашли семена? (Близко от дерева или далеко) Кто помогает семенам далеко улететь? Может ли шишка далеко улететь от ели? Учить делать выводы.

Наблюдение за дождем. Какой дождь был летом, какой дождь сейчас? Какая погода во время дождя? Как одеты люди? Каким цветом осеннее небо? Учить детей видеть изменения, происходившие в природе.

Опыт. Вода Выявить свойства вода: прозрачная, без запаха, льется, принимает форму предметов, в ней растворяются сахар, соль, имеет вес.

Дидактические игры:

«Чудесный мешочек» (овощи).

«Угадай, кто так кричит?»

«Съедобное – несъедобное».

Труд в природе

Развивать тактильное восприятие.

Развивать слуховое восприятие.

Учить различать съедобное, несъедобное (фрукты, овощи, муляжи)

Убрать сухие цветы в цветнике. Рассмотреть, как изменились цветы с наступлением холодов.

Декабрь Тема Цель

Занятия В лесу родилась ёлочка. (См. конспект) Учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и т. д.). Развивать тактильную память. Упражнять в технике печати по трафарету, развивать чувство ритма. Закреплять название геометрической фигуры (треугольник, размера (большой, маленький, средний, цвета (зеленый). Вызывать радостное настроение от совместного творчества, учить дополнять рисунок деталями.

Повседневная деятельность

Наблюдение за птицами (синицы, голуби). Как ведут себя птицы во время холодов, сравнить синицу и голубя. Предложить детям подкармливать птиц зимой.

Наблюдение за насекомыми. Предложить детям поискать есть ли где-нибудь насекомые? Посмотреть под корой деревьев.

Наблюдения за березой покрытой инеем. Прочитать стихотворение, полюбоваться красотою зимней природы. Рассмотреть иней.

Наблюдение за снежинкой. Рассмотреть форму снежинок, что они все разные. Если дунуть на снежинку она растает, потому что дыхание у нас теплое.

Опыт: послушный ветерок. Продолжать знакомить детей с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

Дидактические игры «Что самое вкусное?»

«Слушаем погоду»

«Моделирование» Активизировать вкусовой анализатор, учить определять напиток на вкус.

Учить слышать и узнавать стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.

Ознакомление со свойствами теста.

Январь Тема Цель

Занятия Зимняя прогулка.

(см. конспект) Совершенствовать двигательную активность. Обращать внимание на красоту природы, используя стихи, загадки, побуждать повторять их; знакомить со свойствами снега – холодный, белый, тает в комнате; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление и воображение, наблюдательность.

Повседневная деятельность

Наблюдение за птицами: воробей и синица. Продолжать учить сравнивать по цвету, величине, повадкам. Закреплять названия птиц.

Наблюдение деревом. Рябина. Рассмотреть рябину. Каким цветом ствол, ветки? Какие плоды у рябины? Объяснить, что ягоды рябины едят зимой птицы. Закреплять знания о деревьях.

Наблюдение за снегопадом. Объяснить, почему это так называется. Рассмотреть, как падает снег: снежинками, хлопьями, крупой. Расширять знания детей о природных явлениях.

Опыт: принести в группу веточки тополя и поставить в воду. Учить детей видеть причинно - следственные связи - стало тепло - распускаются почки. Формировать разные обследовательские действия.

Дидактические игры: «Чем пахнет в городе в разное время года?»

«Сухие материалы»

Сладкое – соленое». Активизировать чувственные представления.

Учить исследовать песок, крупу действовать с ними (пересыпать, насыпать в емкость, рисовать дорожки).

Учить узнавать сладкое и соленое.

Труд в природе. Посадка овса для попугая. Показать, как правильно сажать семена. Объяснить для чего это нужно. Закреплять навыки работы с землей.

Февраль Тема Цель

Занятия Посадка лука.

(см. конспект) Познакомить детей с понятием витамины. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Развивать логическое мышление, внимание. Рассказать, что зимой в комнате можно вырастить овощи. Учить детей навыкам работы с землей, правилам посадки лука. Воспитывать аккуратность, желание ухаживать за растениями.

Повседневная деятельность

Наблюдение за птицами (снегири) Познакомить детей со снегирем. Рассмотреть его. Объяснить, что снегирь прилетает к нам только зимой. Закреплять знания о птицах

Наблюдения за деревьями. Ель. Познакомить детей с елью. Рассказать, что иголки – это листики. Рассмотреть шишки. Расширять знания детей об окружающей природе.

Наблюдение за снежным покровом. Предложить детям с помощью палочки измерить глубину снежного покрова. Сколько снега было в начале зимы, сколько сейчас? Изменился ли цвет снега к концу зимы. Учить наблюдать.

Опыт: замораживание цветных льдинок. Показать, как вода при охлаждении превращается в лед. Как можно сделать лед цветным

Дидактические игры

«Зима на вкус, ощупь и запах».

«Волшебные превращения»

«Магазин» Учить детей обследовать снег, кору деревьев, сосульки воздух и выразить свои ощущения. Н-р: Кора у дерева шершавая, грубая, холодная.

Учить различать целое – часть, твердое – мягкое - жидкое (использовать фрукты, овощи, нож, терку, соковыжималку).

Учить называть овощи и фрукты, не показывая их

Труд в природе. Рыхление комнатных цветов. Учить детей приемам ухаживания за цветами.

Март Тема Цель

Занятия «Лесные чудеса». Познакомить малышей со свойствами и качествами льда. Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни. Закрепить умение узнавать и называть цвета. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

Повседневная деятельность

Наблюдение за птицами (грач, воробей) Обратить внимание на изменения в поведении птиц: воробьи греются на солнышке, купаются в лужах, оживленно чирикают, дерутся. Сравнить грачей и воробьев внешний вид, поведение.

Наблюдение за насекомыми. Какие насекомые первыми появились после зимы.

Наблюдения за деревьями. Рассмотреть тополь и березу, сравнить цвет,

расположение почек, объяснить значение слова «набухли» почки.

Наблюдение за погодой Показать детям те места, где снег и лед тают быстрее, почему утром лужи замерзают, загадать загадку «Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал».

Опыт: «Какие предметы держатся на воде». Изучать свойства легких и тяжелых предметов, совершенствовать навыки экспериментирования

Дидактические игры:

«Определи по запаху ветку».

«Узнай на ощупь» (фрукты).

«Съедобное – несъедобное».

Учить различать по запаху ветки тополя.

Развивать тактильные представления.

Учить различать съедобное, несъедобное (фрукты, овощи, муляжи)

Труд в природе Предложить прочистить канавки для стока ручейков.

Апрель Тема Цель

Занятия Экскурсия на экологическую тропу Расширять знания детей о постепенных изменениях в природе весной (ярко светит солнце, стало тепло, выросла трава, на деревьях и кустарниках появились листья, прилетели птицы). Закреплять «цвета» весны – листья, трава – ярко-зеленые, небо – голубое, одуванчики – желтые, понюхать, как пахнет весна. Учить детей радоваться весеннему пробуждению природы.

Повседневная деятельность

Наблюдение за грачами. Вспомнить когда прилетели, какую пользу приносят, сравнить с воробьями по цвету, размеру.

Наблюдение за насекомыми. Где больше насекомых в тени или на солнце? Почему на солнце больше? Учить детей наблюдать.

Наблюдения за деревьями и кустарниками, Обратить внимание на изменения, которые произошли с деревьями. Сравнить дерево и куст. Сколько стволов у дерева? Сколько у куста? Что выше дерево или куст? У чего толще ствол? У чего тоньше ствол?

Наблюдение за погодой, обратить внимание на образование луж и ручьев. Откуда берутся ручьи, почему тает снег. Учить находить причинно следственные связи.

Опыт: Солнечный зайчик. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Дидактические игры

«Найди другую (не такую) травку».

«Чем пахнет в городе в разное время года?»

«Слушаем погоду»

Учить сравнивать траву, находить отличия.

Активизировать чувственные представления.

Учить слышать и узнавать стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.

Труд в природе: уборка огорода от старой травы. Рассмотреть старую травку и молодую в чем их отличия, чем пахнет старая трава, чем пахнет новая.

Май Тема Цель

Занятия Путешествие на пароходе (итоговое). Закреплять знания детей об овощах и фруктах. Продолжать закреплять умение обследовать с помощью зрительно – осязательно - двигательных действий. Закреплять счет на ощупь, знание форм геометрических фигур, умение классифицировать. Развивать приемы умственных действий, быстроту реакции, познавательный интерес.

Повседневная деятельность

Наблюдение за насекомыми: бабочкой. Полюбоваться залетевшей бабочкой. Чем она занята? Рассмотреть окраску крыльев. Почему бабочка не подпускает так близко, как оса или пчела. Учить делать выводы. Продолжать знакомить детей с самыми разными шестиногими существами – насекомыми.

Рисование «Бабочка» Продолжать знакомство рисования ладошкой. Познакомить с представлением о симметрии (одинаковые). Развивать чувство цвета, подбирать цвета при составлении узора, получать радость от результатов коллективной работы; воспитывать любовь к природе.

Наблюдение за птицами: скворцами. Какую пользу приносят птицы, почему их надо охранять, сравнить с воробьями, чем похожи, чем отличаются.

Наблюдения за одуванчиком. Рассмотреть строение, какого цвета, как пахнет, сравнить длину стебля, какую пользу приносит. Обратить внимание, что одуванчик открывается утром на солнышке, и с заходом солнышка закрывается. Учить узнавать растение по цвету, строению.

Наблюдение за первой грозой. Рассказать как правильно вести себя во время грозы, послушать звуки дождя, как барабанят капли по крыше, что изменилось в природе после грозы, чем пахнет воздух.

Опыт: секрет сосновой шишки. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Дидактические игры:

«Какой на вкус?»

«Сухие материалы».

«Кто так кричит?»

Учить находить такой же по вкусу продукт среди нескольких предъявленных (фрукты, овощи).

Развивать чувствительность пальцев рук (на поднос высыпают рис, пшено, горох, семечки, учить собирать их в кучку, набирать в ладонь, насыпать в емкость).

Учить различать животных по голосам.

Труд в природе: посадка семян огурцов в огороде. Уточнить представления о том, что растения вырастают из семян. Предварительно семена замочить, чтобы проросли. Развивать интерес к развитию и росту растений, учить быть любознательными и наблюдательными.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Игры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими рукамиИгры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими руками Развитие сенсорных действий ребенка составляет одну из ведущих линий умственного развития детей раннего возраста. Очень важно формировать.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников
Опубликовано: 30 июля 2020 в 08:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Пучкина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД