Анна Миллер
Формирование у младших школьников умения решать составные текстовые задачи на движение
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Формирование у младших школьников умения решать составные текстовые задачи на движение»
Аннотация:
В статье дано общее представление о моделировании и текстовой задаче, описана психолого-педагогическая и методическая основа формирования у младших школьников умения решать текстовые задачи, представлена методика обучения младших школьников решению составных текстовых задач на движение методом моделирования.
Публикация «Формирование у младших школьников умения решать составные текстовые задачи на движение» размещена в разделах
Среди текстовых задач выделяют составные текстовые задачи на движение, особенность которых заключается в том, что при их решении используются схемы, отражающие не отношения между величинами, а процесс движения. Возможности для овладения моделирующей деятельностью при решении составных текстовых задач на движение имеются в современных школьных курсах математики разных авторов, однако реализовать их на практике учителю удается не всегда. Большинство младших школьников сталкивается с трудностями перевода словесной модели задачи в знаково-символическую модель, что в свою очередь является базовым умением младшего школьника при решении текстовых задач [4. с. 10].
Методика обучению решению составных задач на движение заключается в последовательном формировании общих представлений детей о движении, скорости, времени и расстоянии, их зависимости друг от друга, введении буквенных обозначений величин, обучении анализу ситуации задачи и построении на его основе наглядных графических изображений процесса движения с участием всех объектов, а затем выполнении арифметических действий. Обучение решению составных задач на движение осуществляется постепенно через комбинирование различных приемов и методов, включение детей в проблемные ситуации и процесс моделирования. [5. с. 186-190]
Составные текстовые задачи на движение решаются при активном использовании моделирования. Для того чтобы решить задачу, учащимся необходимо произвести семантический анализ текста и построить модель решения задачи : графическую или табличную. Учебные модели являются одновременно средством обучения и способом решения задачи. Процесс решения задачи является знаково-символическим процессом, который включает в себя: прочтение и анализ текста задачи, перевод ситуации задачи в модель, работа с моделью, соотнесение модели и решения задачи. Проведение работы по формированию умения решать составные текстовые задачи на движение (умения моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, обеспечивающего успешный поиск пути решения текстовых задач на движение, использовать методические приемы сравнения, выбора, преобразования, направленные на осознание взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние) [1. с. 280-284]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа, основанная на использовании специальных заданий, при выполнении которых учащиеся осознают обобщенную характеристику скорости, изучают, преобразуют, создают модели разных видов, тем самым осознанно усваивают зависимости между величинами: время, скорость, расстояние – способствует успешному формированию у младших школьников умения решать составные текстовые задачи на движение.
Список литературы:
Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / А. В. Белошистая. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.
Бородулько, М. А., Стойлова, Л. П. Обучение решению задач и моделирование (С. 140 – 149). Обучение младших школьников решению текстовых задач : Сборник статей / Сост. Н. Б. Истомина, Г. Г. Шмырева. – Смоленск: Издательство «Ассоциация 21 век», 2005. – 272 с.
Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н. Б. Истомина. – М. : Изд. центр «Академия», 2001. – 288 с.
Методика работы с текстовыми задачами на уроках математики в условиях реализации ФГОС: учеб. пособие / Сост. Т. В. Захарова, А. И. Пеленков, Е. Н. Яковлева, Т. В. Качурина, Т. В. Котова. – Красноярск: Сибирский федер. ун-т, 2017. – 102 с.
Трофименко, Ю. В., Джепа, Ю. В. Система методической деятельности учителя по обучению решению текстовых задач на движение / Ю. В. Трофименко, Ю. В. Джепа // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 186 – 190.