Папки-передвижки

Формирование у дошкольников основ естествознания (из опыта работы) (1 фото)

Ольга Мамонтова
Формирование у дошкольников основ естествознания (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность

сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира.

Публикация «Формирование у дошкольников основ естествознания (из опыта работы)» размещена в разделах

Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Именно детский сад - одно из первых звеньев, где закладываются у детей элементарные представления о естествознании. Формирование естественнонаучных представлений носит интегрированный характер и нацелено на сохранение целостного детского мировосприятия, приобщение дошкольников к научному миру (первичным элементарным знаниям по астрономии, ботанике, зоологии, анатомии, географии, геологии, физике) посредством включения в ритм природы, «проживания» календарного года. Поэтому вся работа по формированию элементарных представлений о естествознании ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, и состоит из нескольких образовательных (познавательных) блоков: «Ботаника для дошкольников», «География для дошкольников», «Астрономия для дошкольников», Физика для дошкольников», «Химия для дошкольников».

Работа по формированию у детей элементарных представлений о естествознании успешно реализуется в непосредственной образовательной деятельности. НОД строим таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель таких занятий мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают нетрадиционные занятия: урок-путешествие, занятие-сказка, викторина, игра, и т. д.

Педагогами нашего детского сада разработан цикл занятий и презентаций к ним по формированию элементарных представлений по естествознанию : «Путешествие капельки», «Краски осени», «Воздухоискатели», «Юные путешественники», «Путешествие по родному селу», «Путешествие по следам Колумб», «По тропинке знаний», «Хлеб всему голова», «Уроки мудрой тетушке Совы», «Этот удивительный мир космоса», и др. Все эти занятия являются интегрированными.

Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками, так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования, тесно связанной в дошкольном возрасте с ведущим видом деятельности - игрой. Проводим различные игровые методы, упражнения, беседы, мини- эксперименты, разного рода наблюдения, мини- проекты и т. д.

Включаем игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры,

различные формы проведения ситуаций : это разговор воспитателя с детьми,

игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации.

Используем литературно-сказочных персонажей: Чипполино, Незнайка и

героев из мультфильма Фиксиков и др. Вносим в процессы обучения игровой

стержень, создаем условия для слияния игровой и учебной деятельности, что

повышает умственную активность детей. Организуем для детей экологические экспедиции. Целью такой экспедиции является формирование у детей представления о происходящих природных явлениях, экологической обстановке села. В процессе экспедиций дети наблюдают за объектами природы, делают зарисовки, записи с помощью воспитателя. Также в работе с детьми широко используем методы ТРИЗ, моделирование. Детям очень нравится игра «Хорошо – плохо» - учим детей выделять противоречивые свойства объектов и явлений. В каждой возрастной группе организованы центры научно- исследовательских работ. Здесь дети активно включаются в исследовательскую деятельность – проводят наблюдения и опыты. Дети изучают свойства воды, камней, песка, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. Часто наши педагоги с детьми отправляются в виртуальную «геолого-разведывательную экспедицию». По возвращению из экспедиции дети продолжают игру в лаборатории. Изучают свойства добытых минералов и полезных ископаемых, с помощью различных опытов. Исследовательская деятельность — это еще один из видов развития познавательного интереса у детей, в ходе которого ребенок овладевает различными методами и способами самостоятельного получения информации. Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим ребенком по мере получения сведений об объекте.

Педагоги нашего детского сада, используя различные формы и методы, формируют первичные представления ребенка: о себе и о других людях. А так же об окружающем мире, о свойствах (форме, цвете, размере, материале, движении и покое, причинах и следствиях; о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях природы, о смене времен года, о явлениях природы, о живой и не живой природе.

Выстроенная нами модель образовательной деятельности по формированию у детей элементарных представлений о естествознании послужит установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми. У нас стала уже крылатой фраза: «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться. Поэтому наш девиз: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».

Формирование у дошкольников основ естествознания (из опыта работы)

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников основ естествознания (из опыта работы)
Опубликовано: 21 января 2020 в 15:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников основ естествознания (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мамонтова (УИ 1755) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД