Ольга Мамонтова
Формирование у дошкольников основ естествознания (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность
сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира.
Публикация «Формирование у дошкольников основ естествознания (из опыта работы)» размещена в разделах
Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Именно детский сад - одно из первых звеньев, где закладываются у детей элементарные представления о естествознании. Формирование естественнонаучных представлений носит интегрированный характер и нацелено на сохранение целостного детского мировосприятия, приобщение дошкольников к научному миру (первичным элементарным знаниям по астрономии, ботанике, зоологии, анатомии, географии, геологии, физике) посредством включения в ритм природы, «проживания» календарного года. Поэтому вся работа по формированию элементарных представлений о естествознании ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, и состоит из нескольких образовательных (познавательных) блоков: «Ботаника для дошкольников», «География для дошкольников», «Астрономия для дошкольников», Физика для дошкольников», «Химия для дошкольников».
Работа по формированию у детей элементарных представлений о естествознании успешно реализуется в непосредственной образовательной деятельности. НОД строим таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель таких занятий мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают нетрадиционные занятия: урок-путешествие, занятие-сказка, викторина, игра, и т. д.
Педагогами нашего детского сада разработан цикл занятий и презентаций к ним по формированию элементарных представлений по естествознанию : «Путешествие капельки», «Краски осени», «Воздухоискатели», «Юные путешественники», «Путешествие по родному селу», «Путешествие по следам Колумб», «По тропинке знаний», «Хлеб всему голова», «Уроки мудрой тетушке Совы», «Этот удивительный мир космоса», и др. Все эти занятия являются интегрированными.
Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками, так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования, тесно связанной в дошкольном возрасте с ведущим видом деятельности - игрой. Проводим различные игровые методы, упражнения, беседы, мини- эксперименты, разного рода наблюдения, мини- проекты и т. д.
Включаем игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры,
различные формы проведения ситуаций : это разговор воспитателя с детьми,
игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации.
Используем литературно-сказочных персонажей: Чипполино, Незнайка и
героев из мультфильма Фиксиков и др. Вносим в процессы обучения игровой
стержень, создаем условия для слияния игровой и учебной деятельности, что
повышает умственную активность детей. Организуем для детей экологические экспедиции. Целью такой экспедиции является формирование у детей представления о происходящих природных явлениях, экологической обстановке села. В процессе экспедиций дети наблюдают за объектами природы, делают зарисовки, записи с помощью воспитателя. Также в работе с детьми широко используем методы ТРИЗ, моделирование. Детям очень нравится игра «Хорошо – плохо» - учим детей выделять противоречивые свойства объектов и явлений. В каждой возрастной группе организованы центры научно- исследовательских работ. Здесь дети активно включаются в исследовательскую деятельность – проводят наблюдения и опыты. Дети изучают свойства воды, камней, песка, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. Часто наши педагоги с детьми отправляются в виртуальную «геолого-разведывательную экспедицию». По возвращению из экспедиции дети продолжают игру в лаборатории. Изучают свойства добытых минералов и полезных ископаемых, с помощью различных опытов. Исследовательская деятельность — это еще один из видов развития познавательного интереса у детей, в ходе которого ребенок овладевает различными методами и способами самостоятельного получения информации. Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим ребенком по мере получения сведений об объекте.
Педагоги нашего детского сада, используя различные формы и методы, формируют первичные представления ребенка: о себе и о других людях. А так же об окружающем мире, о свойствах (форме, цвете, размере, материале, движении и покое, причинах и следствиях; о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях природы, о смене времен года, о явлениях природы, о живой и не живой природе.
Выстроенная нами модель образовательной деятельности по формированию у детей элементарных представлений о естествознании послужит установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми. У нас стала уже крылатой фраза: «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться. Поэтому наш девиз: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».