Ольга Шаталина
«Формирование у детей дошкольного возраста культуры общения в процессе игровой деятельности» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - самый важный период становления личности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Публикация «„Формирование у детей дошкольного возраста культуры общения в процессе игровой деятельности“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Опыт работы, практика
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
По данной теме наработано в педагогике много материала. И тем не менее, это проблема, на мой взгляд, остаётся актуальной и сегодня. Ведь сейчас игра часто отходит на второй план, дети играют мало, а если и играют, то только в детском саду. Дома детям игрушки и игры часто заменяют мультфильмы, сериалы, компьютерные игры, часто очень далёкие от реальной жизни. И затем в своих играх дети воспроизводят увиденные сюжеты, не всегда соответствующие нормам поведения для данного возраста. Часто их игра - картина реальной жизни, жестокой, грубой, с ругательствами.
Таким образом, развитие культуры общения в дошкольном возрасте является актуальной проблемой, так как общение один из главных факторов развития личности в дошкольном возрасте. И как средство развития культуры общения дошкольников наиболее подходящей, по-моему, является игровая деятельность. Ведь именно игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой.
Наилучшие возможности для совершенствования культуры общения предоставляют разновозрастные группы. Именно в такой я и работаю. Особенности общения в таких группах помогают старшим детям учиться
выражать свои мысли, быть терпимее, систематизируют их знания. А малыши получают возможность овладеть многими умениями и навыками в гораздо более короткий срок, чем обычно.
Я работаю в разновозрастной группе, которую посещают дети от 3,5 до 6,5 лет. В группе 20 человек. Наша дошкольная группа работает по программе "От рождения до школы"
Особое внимание уделяю в своей работе социально-личностному развитию детей, воспитанию этических качеств личности, развитию культуры общения. Я считаю, что культура развития взаимоотношений у детей, развитие их игровой культуры является одним из важных условий развития личности вообще.
С момента поступления детей в данную группу я провела наблюдение за общением ребят между собой, за их взаимоотношениями в игре и повседневной жизни, чтобы выявить уровень дружеских взаимоотношений, уровень культуры общения, проявления определённых действий и поступков.
На основании проведённых наблюдений и полученных в ходе их результатов я наметила для себя следующие задачи по развитию культуры общения и формированию личностных взаимоотношений посредством игры: -расширить представления и знания детей о нормах и правилах культуры общения; -развивать положительные взаимоотношения между детьми, детьми; - воспитывать у детей желание быть вежливыми, используя речевые контакты; -воспитывать интерес к играм, помочь детям получить радость, удовольствие от игры, пробудить желание играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей. В соответствии с поставленными задачами я определила основные направления своей работы. В своей работе с детьми я использую всё разнообразие средств по формированию социально-личностного поведения и воспитания (игры-драматизации, режиссерские, подвижные, строительные, дидактические и т. п. игры; провожу с детьми наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания и вопросы и т. д. - все это стимулирует познавательную и коммуникативную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных и жизненных задач, но наиболее интересным, увлекательным и эффективным средством формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, считаю, сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра предоставляет наилучшие возможности для развития навыка культуры общения детей. В процессе подготовки игры, в ходе самой игры дети пользуются словами вежливого обращения друг к другу (будьте добры, благодарю, разрешите пройти и другие, умение обратиться с просьбой к прохожему, умение заботиться о малышах (помоги малышу одеться, дай ему лучшую игрушку, уважение к старости, развитие умения не перебивать говорящих, не вмешиваться в их разговор, слушать говорящего внимательно. С детьми были проведены следующие игры: «Ожившие игрушки», «Жизнь в лесу», которые направлены на привлечения внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам.
Очень интересно и увлекательно проходила беседа на тему «Умнее тот, кто уступает». Дети рассказывали о дружбе, как правильно надо вести себя в разных ситуациях. Для того, чтобы не ссориться с лучшим другом надо ему уступать, а он уступит в следующий раз. Также с детьми были проведены ряд уроков вежливости. Во время уроков дети научились употреблять в речи «волшебные слова» в различных ситуациях. Играя в игру «Ожившие картинки» дети научились анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. Невозможно закрепить навыки культуры общения без использования ситуаций, игр-упражнений, поэтому с ребятами была проведена образовательная деятельность, где дети научились быть вежливыми, внимательными друг к другу, обращаться с просьбой правильно вести себя в общественных местах. Также большое внимание уделяла чтению художественной литературы на нравственную тему. Детям были прочитаны «Волшебное слово» В. Осеевой, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Посидим в тишине» Е. Благининой, на которых были сформированы такие качества, как честность, отзывчивость, доброта и навыки общения между детьми. Ребята усвоили, что - хорошо, а что - плохо.
Передо мной встала сложная задача- убедить родителей в необходимости изменить подходы к решению проблем общения детей. С этой целью на родительском собрании детьми были показаны сценки- инсценировки: «Злой волк», «Упрямый мальчик», «Ушки-неслушки», «Бабушка и внучка», «Некуда деться», «Кто виноват?» Родители увидели себя и своих детей со стороны. Это оказалось очень эффективным средством. На заседании в педагогической гостиной родители делились своим опытом в вопросах воспитания культуры общения, также мною были предложены педагогические ситуации. После их обсуждения, каждый из родителей взял для себя что-то полезное.
Была подготовлена тематическая выставка по теме: «Воспитание добрых чувств у дошкольников». Были предложены консультации: «Ребенок – зеркало нравственной жизни родителей», «Я - жадина», «Игра - средство нравственного воспитания», Памятка для родителей «Вежливость ничего не стоит, но дорого ценится».
В результате проделанной работы дети стали более общительными, дружелюбными; они научились устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций. Воспитанники научились слушать друг друга, стали более организованные, дисциплинированные, внимательные, наблюдательные. В процессе работы, у детей сформировалось понятие о том, что воспитанный человек дружелюбней, всегда будет пользоваться симпатией у окружающих. Это и опрятный внешний вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, угостить гостей.
Мы помогаем детям понять, что «дружба» дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому.
Наша задача продолжить работу по этой проблеме и добиться следующих результатов:
1. Улучшить и сформировать коммуникативные навыки и умения.
2. Снизить негативные эмоции и конфликтные ситуации.
3. Научить детей умению договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
4. Формировать наиболее сплоченные отношения детей в обществе и играх. Таким образом, из всего вышесказанного следует, что работу по развитию культуры общения у детей дошкольного возраста вести необходимо. Чтобы успешнее воспитывать дружеские отношения между детьми, надо знать, как они относятся друг к другу, уровень общения у детей. Эту работу следует вести планомерно, последовательно, каждодневно, чтобы ребёнок овладел навыками общения в коллективе людей, культурой поведения в обществе, закрепил знания, полученные в образовательной деятельности и в повседневной жизни. И важным средством для успешного проведения этой работы является игровая деятельность, потому что именно она является первой школой общественного воспитания ребенка, «арифметикой социальных отношений» (Л. С. Выготский).