Папки-передвижки

Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Ирина Суслова
Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование творческой личности

ребенка дошкольного возраста

средствами театрализованной деятельности»

Пояснительная записка

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Публикация «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Театрализованная игра на занятиях : во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.

Цели занятий:

- формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства;

- развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность;

- формирование творческой личности ребенка.

Задачи:

- последовательное знакомство детей с видами театра;

- поэтапное освоение детьми видов творчества;

- совершенствование артистических навыков детей;

- коллективные действия, взаимодействия.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми :

1. Чтение и совместный анализ сказок.

2. Проигрывание отрывка из сказок.

3. Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольные и подвижные игры.

7. Пантомимические этюды и упражнения.

8. Дыхательная гимнастика.

9. Артикуляционная гимнастика.

10. Пальчиковые игры со словами.

11. Разучивание чистоговорок.

Правила работы с детьми.

1. Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

2. Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

3. Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

4. При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Дети будут знать и уметь:

- уметь самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки;

- снимать напряжение с отдельных групп мышц;

- научатся запоминать и описывать любого героя;

- строить простейший диалог;

- распределять между собой обязанности и роли;

Занимаясь театрализованной деятельностью, дети приобретут:

- уверенность в себе;

- умение играть в коллективе.

Работа проекта складывается следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывает перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность дошкольника.

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т. д.

3. Метод сказкотерапии используется для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников.

4. Метод обратной связи или (рефлексия, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей.

Литература

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2015.-N4.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2013.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 2011

4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.

5. Жданова В. А. Театрализованная деятельность в детском саду. // Воспитатель №6, 2009.

6. Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб., 2008.

7. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-N4.

8. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.

9. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2009.

10. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошк. восп. –2010

11. Фурмина Л. Театр-дома // Дошкольное воспитание №12, 2009.

Приложение № 1

Картотека театральных игр

Карточка № 1 «Угадай по звуку»

Цель: развивать слуховое внимание детей.

Ход игры:

Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.

Карточка № 2 «Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Карточка № 3 «Прятки»

Цель: развивать навык звукоподражания.

Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.

Ход игры:

Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.

Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?

Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.

Вдруг мишка прячется за домик.

Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Отзовись!

Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Покажись!

В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.

Карточка № 4 «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:

«Где вы были, мальчики и девочки?

Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,

а что делали — покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

Приложение №2

Особое место в воспитательно - образовательной работе ДОУ занимают театрализованные игры. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, на художественно – двигательное общение со взрослыми.

Игры, активно используемые в работе –

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-ОБРАЗНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ

РЕЧЕВАЯ,

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

ПРОСМОТР СКАЗКИ «ЛЕСНАЯ АПТЕКА».

Пример игры – драматизации: инсценировка сказки «Лесная аптека», в процессе её разучивания обогащается словарный запас, формируется культура речи, навыки разговора в диалоге. Робкому ребенку игра – драматизация помогает стать смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе, т. к. есть возможность спрятаться за маску, театральный костюм – это позволяет решить многие проблемные ситуации.

Следующий вид театрализованной игры сюжетно-образная.

В основном это этюды и пантомимы. В этих театрализованных играх педагоги могут выступать в качестве равноправных партнеров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы. Дети же в этом случае станут более естественно и непринужденно включаться в действия, перенимая опыт взрослого.

И Г Р Ы

Э Т Ю Д Ы П А Н Т О М И М Ы

«Карманчики» «Ворота»

Как Вы могли убедиться сюжетно – образные игры способствуют развитию фантазии, воображения, пластики, мимики.

Особую роль в театрализованной деятельности занимают речевые, пальчиковые игры. Они способствуют развитию навыков связной речи, расширяют интонационный диапазон. Например, игра «У кого - что внутри» и Варежковый театр «Матрешки». Эти игры не требуют предварительной подготовки, как и игры этюды. Действия выполняются по тексту игры.

Все без исключения театрализованные игры способствуют развитию фантазии, памяти, формируют понятия добра и зла. От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.

Приложение №3

Консультация для воспитателей

«Роль театральной деятельности в развитии речи детей»

Театр - одно из любимейших зрелищ дошкольников. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Ребята видят знакомые и близкие им игрушки: зайку, мишку, собачку, бабочку, деда и других героев, которые оживают, двигаются, разговаривают. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в особый сказочный мир. Цель театра не только в развлечении и в помощь ребёнку раскрыть в себе человеческую сущность, свою принадлежность к роду человеческому и одно время с этим осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость.

Условность кукольного спектакля близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы героев, выполняют их поручения, дают советы. Театр доставляет детям большую радость.

Сюжеты театральных представлений берутся для дошкольников не только сказочные, но из окружающей жизни, природного мира такого понятного, доступного ребёнку с самого раннего возраста. Содержание обогащает малышей реальными значениями о жизни знакомых персонажей, знакомит с новыми.

Театр имеет большое значение для развития речи детей. Поэтому во время спектакля могут выделять отдельные моменты спектакля, подчёркивая какие-нибудь слова и фразы, сделать добавочную паузу, замедлить или ускорить подачу текста, попросить детей то или иное слово.

Любой спектакль расширяет кругозор и надолго остаётся в памяти у детей. Дети делятся своими впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям о театре. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи, умению выражать свои чувства.

В театрализованной деятельности дети, которые закомплексованы, плохо развита речь, стесняются, выбирают сами себе героев, а за ширмой преодолевают себя.

Благодаря театрализованной деятельности происходит у детей всех возрастов правильное закрепление произношение всех звуков, как гласных, так и согласных, совершенствуется отчётливое произношение слов и словосочетаний. В театре дети учатся видеть качество своей работы, передают голосом различные состояния : страх, жадность, удивление, ласку, идёт поиск средств выразительности интонации, мимики, жестов.

Начинать заниматься театрализованной деятельностью необходимо со второй младшей группы, усложняя и усовершенствовав речь героев и расширяя виды театров. Театр играет огромную роль в развитии выразительности и естественности речи детей.

Благодаря театру у детей развивается память, мышление, внимание, активизируется словарь. Речь становится более насыщенной и обогащенной прилагательными, наречиями, совершенствуется монологическая и диалогическая речь. Дети благодаря театру легко пользуются прямой и косвенной речью.

Театр не только прививает любовь к прекрасному, искусству, развивает речь, кругозор детей, но и способствует доброжелательному отношению к окружающей среде, учит правилам и поведения и, наконец, раскрывает их индивидуальные способности, сближает детей.

Приложение №4

Непосредственно – образовательная деятельность

(театрализованная деятельность)

Цели:

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой;

Познакомить детей с театром рук;

Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразу;

Развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; развивать воображение; артикуляционный аппарат; мелкую моторику рук в сочетании с речью;

Воспитывать коммуникативные навыки общения.

Материал: мини – ширмы; платочек; пиктограммы-солнышки с настроением; магнитофон

Ход занятия.

1.- Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей

И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей!

Давайте пожурчим как ручеёк (Жур-жур).

- О каком времени года идёт речь?

(Предлагаю сказать фразу «Пришла весна!» громко и радостно, подкрепляя фразу жестами.).

- Все вокруг радуются весне: люди, звери, птицы. Давайте споём и поиграем! Веселись детвора, поиграть пришла пора (игра с движениями и имитацией).

Игра «Настроение» (дети показывают мимикой разное настроение).

Пришла весна, солнышко светит ярко и нам всем весело. Налетели тучки, пошёл дождь и нам стало грустно. Выглянула первая травка, и мы удивились. По маленькой травке пробежала собачка, и мы рассердились.

2. А теперь посмотрим у кого самый длинный язычок?

(дети высовывают язык как можно дальше)

- достань язычком до подбородка, до носа.

- Тик-так, тик-так, все часы идут вот так! – проговариваем чистоговорку, а затем язычком показываем (язычок движется вправо-влево, не касаясь нижней губы).

- Тик-так, тик-так, все часы идут вот так!

Вот пришёл и сказки час, он зовёт в театр нас!

3. Покажите ваши ручки. Вот они какие! Что умеют ваши ручки? (дети двигают руками, пальцами рук, делают непроизвольные движения).

Пальчиковая игра «Подснежники».

К нам весна лишь заглянула – (протягивают руки вперёд).

В снег ладошки окунула - (опускают руки вниз вдоль туловища)

И расцвёл там нежный - (поднять руки на уровне глаз, соединив пальцы в бутон)

Маленький подснежник – (медленно раздвигают пальцы).

- А ещё наши ручки умеют превращаться.

(ставим ширмы; дети из-за ширмы показывают упражнения)

Посмотрите, наши ручки могут превратиться в травку (показываю растопыренные пальцы)

Наши руки могут превратиться в кустики (кисти рук).

А теперь наши руки стали деревцами (до локтя).

Посмотрите, у нас вырос целый лес!

Но вот подул ветер, и закачались деревца.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Давайте себе похлопаем).

Ребята, сложите ваши ладошки. Они похожи на зёрнышки. Что может вырасти из зёрнышка? (дерево, куст, цветы).

Представьте себе, что ваше зёрнышко это будущий цветок.

(дети выполняют пантомиму).

Упало зёрнышко в землю. Пригрело солнышко, прошёл дождь, зёрнышки стали набухать, и вдруг показался росток. Росток пробился сквозь землю и, раскачиваясь, потянулся к солнышку. Появился один листочек, второй, и вот появился бутон, а затем и цветок. Он качал своей головкой и улыбался солнышку.

Пальчиковая гимнастика.

Наши алые цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветы закрывают лепестки.

Головой качают, тихо засыпают.

Рано утром все цветы вновь распустят лепестки.

Посмотрите, сколько цветов распустилось у нас в саду! А как они пахнут! ( дыхательное упражнение: глубокий вдох и медленный спокойный выдох).

Предлагаю сказать фразу «Ах, как красиво!» громко и радостно, подкрепляя фразу жестами.

А сейчас я вас угощу конфетами (пантомима «съешь конфету)

Сюрпризный момент коробочка с конфетами.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 31 марта 2021 в 20:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Суслова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД