Елена Селякина
Формирование творческих способностей дошкольников на занятиях по бисероплетению
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
«Формирование творческих способностей дошкольников
на занятиях по бисероплетению»
Слайд 2.
Добрый день, уважаемые коллеги. Своё выступление я хочу начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Источник творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Слайд 3.
Нашему современному миру нужны креативные, творческие, разносторонне развитые люди.
Публикация «Формирование творческих способностей дошкольников на занятиях по бисероплетению» размещена в разделах
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Перед педагогом стоит задача – увидеть эти задатки, развить способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности.
Слайд 4.
В нашем детском саду в рамках дополнительного образования вот уже третий год работает кружок по бисероплетению «Волшебные бусинки», руководителем которого я являюсь.
Слайд 5.
Основная цель программы – формирование устойчивого интереса к бисероплетению как виду декоративного-прикладного искусства.
Образовательная программа "Волшебные бусинки" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение трёх лет и корректировалась с учетом интересов детей и современной жизни.
Бисероплетение - это разновидность творчества, с помощью которого формируются творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Какими бы задатками ни обладал бы ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю, укрепляет внимание и память. Очень важно развивать интерес к познанию и творчеству.
Немалую роль имеет личная заинтересованность педагога, умение организовать самостоятельную художественную деятельность детей, знание специфики детского творчества. Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделки ребенка, который вкладывает в них выдумку, фантазию и любовь, особенно дороги ему и являются не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.
Бисероплетение - достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности.
Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику.
Данный вид творчества на сегодняшний день является востребованным, так как он имеет долгосрочную направленность, при дальнейшем его совершенствовании и материальной поддержке, он окажет содействие по возрождению народного творчества.
Слайд 6.
Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на проволоку, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление. За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более вышивает и вяжет. Единственное, что способны освоить современные дети, — это кнопки компьютерной клавиатуры. И родители никак не реагируют на эту опасную безрукость. А зря! Потому что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.
В ходе выполнения программы дети изготавливают сувениры животных, птиц, пресмыкающихся, насекомых. Дошкольники изготавливают новогодние игрушки на Новый год, подарки для мам на 8 марта, пап на 23 февраля.
Слайд 7.
Программа «Волшебные бусинки» рассчитана на 2 года обучения на 72 часа. Рассчитана для детей 5-7 лет Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из теоретической и практической части. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
Слайд 8 - 9 - 10
Знакомство с данным видом творчества идет поэтапно, от простого к сложному.
Освоения техники бисероплетения начинаем с работы с бусинами. Начинаем плести простые браслеты, бусы путём низания на леску. Следующий этап, это знакомство детей с технологической картой, которую применяем на протяжении всех занятий. Сначала мы учимся их читать, анализировать будущую работу, потом самостоятельно начинаем изготавливать поделки.
Большим достижением стало для детей то, что первоначально они не могли справиться с бусиной, а затем виртуозно справлялись с мелким бисером.
На занятиях по бисероплетению воспитанники выполняют простейшие изделия по схемам, определив тему работы вместе с педагогом. Результатом изучения каждой темы станет оригинальная творческая работа. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным, показывать театральную постановку.
На занятиях кружка дети знакомятся с национальной культурой, природой своего родного края.
Слайд 11.
Большое значение при реализации программы уделяется охране труда, правилам экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. На вводном занятии по бисероплетению идёт знакомство с техникой безопасности при работе с бисером, ножницами, проволокой, леской.
Каждое занятие начинается с повторения техники безопасности во время работы. На занятии должно быть правильно организовано рабочее место ребенка. У каждого ребёнка своя индивидуальная папка для работы, в котором находится бисер разных цветов в контейнере, проволока не более 0.3 мм диаметром, леска, коврик для бисероплетения, ножницы. В конце каждого занятия дети самостоятельно наводят порядок на своих рабочих местах.
Слайд 12.
Индивидуальный подход под руководством педагога позволяет детям самостоятельно выполнить задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий подбираются с учетом обученности дошкольников и возможностей обеспечения их всем необходимым для выполнения этих заданий. Каждый ребенок имеет разный темп и возможности и это требует дифференцированного подхода в обучении.
Детям нужно создавать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Джон Локк считал, что «Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками».
Слайд 13.
Существует немалое число способов творческого самовыражения. Вместе с тем, очень важно предоставлять ребёнку возможность выбора того творческого направления, которое наиболее ему подходит. На мои занятия дети ходят с большим удовольствием, не только девочки, но и мальчики.
Для многих детей именно бисероплетение становится тем направлением, в котором они с удовольствием творят, получают продукт своего творения и массу положительных эмоций.
Я рекомендую данный вид творчества всем педагогам. Если кого-то заинтересовала данная технология, обращайтесь, с удовольствием поделюсь своим опытом.
Слайд 14. Спасибо за внимание.