НаумоваТамара Анатольевна
Формирование связной речи у детей через сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи- фонетической, лексической, грамматической, соответственно и связной речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Публикация «Формирование связной речи у детей через сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
У детей с общим недоразвитием речи нарушены внимание, память, мышление, звукопроизношение, лексико- грамматические категории, общая и мелкая моторика и, соответственно, страдает связная речь. Все имеющиеся речевые нарушения затрудняют общение ребенка с окружающими. Это приводит к негативным проявлениям черт характера, неуступчивости и агрессивного общени со сверстниками. Иногда ребенок замыкается в себе, становится застенчивым, молчаливым и нерешительным. Проблема развития связной речи является центральной задачей у детей с ОНР
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в общении. При этом особое значение имеет игра. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Игра- это ведущий вид деятельности детей. Кроме совершенствования речевой деятельности в игре у ребенка формируются :
- способности к творчеству
- любознательность и способность к экспериментированию,
- наблюдательность и воля (доводить начатое дело до конца,
- эстетические чувства и предпочтения,
- инициатива и готовность к коллективным действиям.
Как я уже сказала выше, игра имеет особое значение для развития речи ребенка. При включении в занятия разных видов игр и игровых элементов усвоение речевого материала и навыков общения проходит более прочно.
Мне хочется остановиться на таком виде игровой деятельности, как сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевую игру называют королевой игр потому, что она обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают ее от других видов игр. Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для психического развития ребенка,является формой моделирования ребенком социальных отношений. Игра помогает ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в различных местах и ситуациях, где создаются самые благоприятные условия для развития монологической и диалогической речи,она помогает обогатить речь ребенка распространенными предложениями, пополнить словарный запас, грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, формулируется культура речи, то есть в конечном итоге формируется и совершенствуется связная речь.
Следует так же учитывать, что игровая деятельность для детей с общим недоразвитием речи, без участия взрослого практически невозможна, интерес к игре слишком мал и неустойчив.
Мы, воспитатели, задаем тематику, например «Семья», «Продуктовый магазин», «Аптека», «Парикмахерская». В ходе игры помогаем развивать органы артикулярного аппарата, обращаем внимание на корректное произнесение звуков, поддерживаем культуру речи. Во время таких занятий присутствует положительный фон, интерес детей к заданиям, Сюжетно – ролевая игра объединяет детей в отдельные играющие группы. Мы помогаем развивать умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность. Таким образом, совершенствуются игровые навыки детей и конечно же, формируется связная речь.