Яна Туранова
Формирование связной речи детей дошкольного возраста по методика В. К. Воробьевой
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной (монологической) речи очень актуальная проблема, так как на основе этой речи осуществляется общение как детей друг с другом и, так и со взрослыми. Связная (монологическая) речь должна быть сформирована к школьному периоду. Эта речь выполняет коммуникативную функцию. Связная речь может быть сформирована в разной степени, поэтому выбор методики формирования связной речи очень актуален.
Публикация «Формирование связной речи детей дошкольного возраста по методика В, К, Воробьевой» размещена в разделах
Многие методики строятся на основе методик для детей с нормативный речевым развитием. В последние годы широкое распространение получила методика В. К. Воробьевой.
Методика В. К. Воробьевой опирается на психолингвистические представления о том, что связная речь является особым видом речемыслительной деятельности, которая в свою очередь представляет собой совокупность отдельных операций. Поэтому данная методика коррекционно-педагогической работы носит пошаговый характер, т. е. специально отдельно автономно педагог формирует операции, соединение которых дает возможность ребенку овладеть связной речью.
Методика В. К. Воробьевой состоит из трёх разделов, между которыми существует преемственность, предусматривающая переход от одного раздела к другому.
1-й раздел: ориентировочный (развитие навыка связной речи практическими методами).
2-й раздел: знакомство детей с правилами строения текста (рассказа) (формирование учебных действий анализа по выявлению смысловых и языковых правил строения текста).
3-й раздел: закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей (формирование связной речи на основе практического применения правил в учебно-коммуникативных ситуациях).
В первом разделе дети учатся:
• правильно располагать картинки серии, с последующим составлением рассказа;
• отбирать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ, располагать их в последовательности протекания событий;
• сравнивать рассказ с набором бессвязных предложений;
• сравнивать рассказ с его деформированным вариантом.
На занятиях с педагогом проводятся различные ассоциативные игры, а также дети учатся на слух отличать сказку от рассказа, рассказ от стихотворения, стихотворение от загадки.
Методика заключается в том, что необходимо правильно подобрать упражнения и правильно преподнести их, через проблемную ситуацию, в которой можно было бы подсказать ребенку, где рассказ, а где – нет.
Например: я сегодня утром получила два письма, но одно попало под дождь и в нем, наверное, размыло несколько слов. Помогите мне определить где рассказ, а где нет, а то я не разберусь сама.
Во втором разделе используются небольшие по объему тексты цепной и параллельной организации.
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Важнейшей единицей семантической организации такого текста является обозначение предметов действительности - картинками, которые являются "опорными точками" при построении программы сообщения.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используются предметно-графическая схема.
Такая схема наглядно показывает принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте - обозначение предмета, на втором - действия, на третьем - обозначение уже нового предмета ситуации.
Для показа детям видов поломок, то есть когда рассказ не получается, в структуру занятия вводятся проблемно-игровые моменты, типа "предложения поссорились", "предложения рассыпались", "потерялось одно предложение".
Особое место уделяется развитию глагольной синонемии. Дети выбирают из ряда слов подходящие к данному предложению.
Далее дети учатся разными средствами соединять предложения в рассказ: через словосочетание, при помощи местоимений, с помощью местоименных наречий, через изменение одного и того же слова.
Например; Педагог показывает детям чистую страничку. На страничку в процессе работы будут помещаться картинки, для этого в страничке можно сделать прорези или использовать магниты.
Так же предъявляется банк картинок:
мед 3 шт, кот 3 шт, малина 2шт., пчелы 2шт., ульи 2 шт. (по количеству слов в рассказе)
И другие картинки для банка:
медведь, муха, скворечник, варенье, стрелка. (по количеству предложений в рассказе).
Воспитатель: Дети, я сейчас вам прочитаю небольшой рассказ, а вы слушайте внимательно и постарайтесь запомнить, о каких предметах (о ком! или о чем) сообщается в нем. Рассказ называется «Лакомка» :
Наша кошка Мурка всем на удивление любила мед.
Запах меда шел из малинника.
В малиннике стоял улей.
Улей охраняли пчелы.
Пчелы и покусали нашу кошку Мурку.
Теперь Мурка близко не подходит к меду.
Воспитатель: Дети, смотрите у меня есть много картинок, выберите только те, которые подходят к нашему рассказу (дети выбирают картинки, лишние картинки логопед убирает). Молодцы!
Воспитатель : Ребята в нашем рассказе есть новое для вас слово «малинник». Вы знаете, что это такое?
Дети: Да, на нем растет малина.
Воспитатель : Послушайте слово «малинник». Какое ещё слово в нём слышится?
Дети: Малина.
Воспитатель : Правильно. Малинник – это то место, где растут кусты малины, на которых растет вкусная малина.
Дети, смотрите у меня есть много картинок, выберите только те, которые подходят к нашему рассказу (дети выбирают картинки, лишние картинки логопед убирает). Молодцы!
Воспитатель : Ребята в нашем рассказе есть новое для вас слово «малинник». Вы знаете, что это такое?
Дети: Да, на нем растет малина.
Воспитатель : Послушайте слово «малинник». Какое ещё слово в нём слышится?
Дети: Малина.
Воспитатель : Правильно. Малинник – это то место, где растут кусты малины, на которых растет вкусная малина.
Знакомство детей с предметно-графическим планом.
Воспитатель : Ребята, а давайте сейчас запишем наш рассказ, но только записывать его мы будем не словами, а картинками (предъявляется графическая схема, смотрите: первый квадрат – это первое слово, далее стрелка – это тоже слово, второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Посчитаем количество предложений в нашем рассказе.
Дети: их шесть.
Воспитатель : Молодцы! А теперь давайте найдем предметные картинки к первому предложению и заполним ими строчку (дети составляют предложение из картинок).
Воспитатель : Давайте проверим, правильные ли мы нашли картинки, прочитаем, первое предложение.
А теперь давайте подберем картинки к остальным предложениям.
(дети подбирают картинки ко всем предложениям).
Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
Воспитатель : Ребята посмотрите на первые два предложения (остальные предложения закрываются). Что интересного заметили?
Дети: две одинаковые картинки.
Воспитатель: правильно, в этих предложениях говорится об одном и том же предмете, а в нашем плане две одинаковые картинки, за счет такого поворота картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ.
Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе.
Воспитатель: Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки. Помните, дети, как мы с вами делали, гирлянду на новогоднюю елку? Покажите пальчиками, как вы соединяли отдельные кольца вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ.
Пересказ с опорой на предметно-графическую схему.
Воспитатель: Сейчас вы самостоятельно перескажите рассказ «Лакомка», а поможет вам в этом наша схема. (смотреть презентацию)
1. кот - мед
2. мед - малина
3. малина - ульи
4. ульи - пчелы
5. пчелы - кот
6. кот - мед
3 этап. После введения таких элементов и успешного их выполнения детьми, можно переходить к занятиям с описательными рассказами.
На начальном этапе обучения составлению рассказов-описаний используются сенсорно-графическую схему, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогает определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется в ходе обследования, поэтому дети имеют возможность закрепить действия замещения. Например, при рассматривании яблока детям предлагаются следующие вопросы:
– Что нам поможет увидеть яблоко – его форму, цвет, величину? Правильно, глаза (на табло помещается карточка с изображением глаза). Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно … красное (на табло помещается карточка, обозначающая красный цвет, круглое (карточка с изображением круга).
Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т. д.
Пример сенсорно-графического плана. (презентация)
После того, как ребенок составил рассказ по данному плану, можно переходить к следующему этапу работы.
На некоторых стрелках появляется знак запрета -. Он показывает, что теперь нельзя сказать так, как раньше. Нужно заменить это слово другим. Так, например: Наше яблоко круглое. Оно желто-зеленое. И т. д. Таки образом вместо имени существительного при составлении предложения ребенок вынужден использовать местоимение. Этот прием используется для того, чтобы предотвратить закрепление навыка составления рассказа только с коммуникативно-сильными словами, т. е. с именами существительными в роли подлежащего.
Пособие «Поможем Маше» позволяет не только составлять полный описательный рассказ о предмете, но и обучает отгадыванию загадок – описаний.
Последовательность описания:"ЯБЛОКО"
глаз – красное, круглое
рука – твердое, гладкое
рот – сочное, сладкое
нос – душистое (ароматное)
? – дополнительные вопросы: растет на дереве, из него готовят варенье, желе, сок.
(смотри презентацию)