Наталья Денисенко
Формирование социальных навыков у детей младшего возраста средством этикета
Самоанализ воспитателя Денисенко Н. В.
по теме самообразования
«Формирование социальных навыков у детей младшего возраста средством этикета».
В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. Моя тема «Формирование социальных навыков у детей младшего возраста средством этикета».
Предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа “Я”, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Публикация «Формирование социальных навыков у детей младшего возраста средством этикета» размещена в разделах
Современная картина детства претерпела разнообразные изменения за последнее время: произошло заметное изменение игрушек, детской игры, психологического и физического статуса ребенка; появилась новая детская литература, “густое” информационное пространство и многообразие гаджетов. Произошли перемены в социальном окружении ребенка, которое сегодня состоит в основном из взрослых. Немаловажен также все ускоряющийся темп жизни и детей, и родителей. Вот основные характеристики новых условий детства.
Взрослых все чаще беспокоят проблемы формирования социальных навыков детей таких, как неконструктивное поведение, проблемы их общения со взрослыми и друг с другом.
Существуют разные возможности для формирования социальных навыков-один и них-этикет.
Современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни.
Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта и развитие его социальных навыков – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь.
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия и взаимопонимания с людьми, умение выбрать правильные социальные ориентиры и навыки.
И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести сформированность социальных навыков посредством этикета.
Этикет как одна из форм существования культуры, охватывает все сферы жизни человека и общества. Это свод правил, которые предписывают человеку такие модели поведения, в которых отражен эталон социальной и нравственной нормы: существующие представления в обществе о добре, справедливости, нравственности, а также о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности, и - шире - гармонии.
Этикет позволяет ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т. д.). Знание или незнание этикета свидетельствует об общем культурном уровне (воспитанность, образованность) и качестве жизни людей, их отношении к себе и другим.
Различают несколько видов этикета. По моему мнению большую роль в формировании социальных навыков у детей младшего возраста играет
Речевой этикет -совокупность правил нормативного речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых вежливых формул и выражений, принятых в обществе в общении с собеседником
Тема для самообразования выбрана, актуальность ясна. В проект вовлекла детей. Возраст детей- вторая младшая группа.
Цель проекта -успешное формирование социальных навыков у детей младшего возраста средством этикета.
На начало учебного года сформированность социальных навыков у детей
высокая -18%
средняя -42%
низкая-40%
Для восприятия формул речевого этикета и выражений благоприятно влияет процесс чтения художественной литературы, игровые упражнения, когда внимание детей акцентируется на вежливых фразах.
Чтение помогло развивать положительное отношение к вежливости и её проявлениям, желание запомнить её средства. Например такие произведения как: «Азбука вежливости» Л. П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон», «Разговор по телефону», «Маша», «До свидания, приходите в гости» Н. Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово». В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Урок вежливости».
Большую роль уделила выразительности своей речи, воспитывая в детях добро, заботу и любовь к живому (игрушке). С помощью литературных произведений, игровых ситуаций я учу детей видеть, что такое хорошо, и что такое плохо.
В конце проекта посещаемость детей стала более стабильной, дети стали более вежливые, собранные, самостоятельные. В группе создалась положительная атмосфера. Их потенциал вырос. Знания дали большой шаг вперед.
Это видно по результатам диагностики на конец учебного года-сформированность социальных навыков у детей изменилась :
высокая -36%
средняя -54%
низкая-10%