Джамиля Алибекова
Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование социально — коммуникативной компетентности у дошкольников» (из опыта работы)
Социально – Коммуникативное развитие имеет на сегодняшний день важное значение.
В последнее время педагоги и родители всё чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, не могут находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать контакт, согласовывать свои действия, выполнять общепринятые правила поведения в процессе деятельности, адекватно реагировать и выражать свои чувства. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Публикация «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, мешают образовательному процессу в целом, влияют на безопасность детей и их здоровье.
Слайд 2 Актуальность данной темы вызвана следующими факторами.
У детей наблюдается:
- недостаточный опыт общения со взрослыми в раннем возрасте
- общение заменили информационно - коммуникативные технологии
- агрессия с экранов телевизоров, в компьютерных играх
- недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим
- проблемы в речевом развитии
- замкнутость, застенчивость ребенка
- несформированность навыков ведения диалога, общения, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами; это важные факторы
Процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Слайд 3 Виды детской деятельности, в которых формируется коммуникативная компетентность дошкольников :
• трудовая
• продуктивная
• проектная
• опытно – экспериментальная, исследовательская
• чтение и обсуждение худож. лит-ры
• игровая
• досуговая
Наш коллектив в своей работе для социально – коммуникативного развития использует следующие методы и приемы : Слайд 4
• метод проектов
• поисково – исследовательские методы
• беседа, этическая беседа
• рассматривание иллюстраций, репродукций. Поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы, которые приносят взрослые — родители, воспитатели, сами дети. Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем.
• все виды рассказывания (пересказ, описательный рассказ, рассказ по схеме, по картине, от лица героя)
• литературное творчество
Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах Слайд 5
Во многих детских садах сущшествуют определенные традиции.
Традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;
В нашем детском саду есть свои традиции:
–К тематическим праздничным мероприятиям вместе с детьми продумываем и готовим подарки для родителей;
- Наши воспитанники участвуют и оказывают помощь малышам (убрать игрушки, помочь расстелить и заправить кроватки)
– утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
– Мы проводим читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читаем ее и обсуждаем ее;
- У нас в детском саду существует традиция поздравлять с днем рождения ребенка (мы все вместе готовим рисунки именинику или подарок, поделку, поем песню, горим добрые слова, пожелания);
Используем в работе Социальные знаки : слай 6
- В уголке дежурных по столовой и в уголке природы своя форма у дежурных
– Если мы идем на прогулку, в библиотеку, экскурсию к памятник, то обязательно флажок у того, кто ведёт строй – флажок у того, кто замыкает строй.
Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает нам педагогам в организации их жизнедеятельности.
Для перехода от одного вида деятельности к другому мы в детском саду используем Условные сигналы, которые способствуют организации и сплочению детей:
– я звоню в колокольчик перед началом каждого занятия;
- Я беру и стучу в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;
– Я использую устойчивую фразу, чтобы привлечь внимание детей, соообрать всех вместе : «Я ребят своих зову в интересную игру».
Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности
Слайд 7,9
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В играх мы стараемся научить чему-то, изучить определенные правила, в играх придерживаться их, уметь договариваться между собой. В игре ребенок и обучается, и развивается, и воспитывается.
Сюжетно-ролевые игры. «Больница». Магазин, Дочки – матери, Парикмахерская, Почта, Школа …. Организуя эти игры с детьми мы стараемся сконцентрировать усилия на обогащение их жизненного и бытового опыта, ребенок учится использовать предметы так, как это принято во взрослом обществе (правильно вести в общественных местах, на машине ездят, перевозят груз и т. д.)
Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые. («Игра наоборот», «Приветствия» «Ласковое имя», «Эхо» «Карусель», «Пожелания», «Комплимент,»)
Игры с правилами, подвижные требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления. («Ручеек,» «Кот и мыши», «Мы веселые ребята», «Гуси –лебеди», «День- ночь»)
Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности
Слайд 9, 10
На занятиях мы непосредственно общаемся с детьми, дети общаются между собой, приходим вместе к общим выводам. В ходе занятий я и мои воспитанники обмениваемся информацией, обсуждаем и анализируем её, учимся применять полученные знания на практике. Воспитатель активизирует речь детей, воображение, развивает логическое мышление, умение ответить на вопросы взрослого. НОД организована таким образом, чтобы развивать и воспитывать у детей навыки общения, навыки правильного поведения, умение ответить на вопрос. Для этого наши педагоги и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.
Слайд 11 Мы стремимся, чтобы на этапе завершения дошкольного образования согласно требованиям к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования у ребенка были сформированы следующие социально-нормативнные характеристики :
• обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
• обладать чувством собственного достоинства;
• активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
• уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя;
• стараться разрешать конфликты.
Таким образом, мы считаем, что социально- коммуникативное развитие осуществляется в течение всего пребывания ребенка в детском саду, интегрируется со всеми образовательными областями, способствует повышению духовного и нравственного уровня, коммуникативных возможностей, дети знакомятся с определенными правилами поведения и общения в обществе, имеют возможность раскрепоститься, быть искренними, узнать и понять других и себя.