Анастасия Белова
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ФФНР, через систему игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. О важности данной проблемы говорит и тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Публикация «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ФФНР, через систему игровых упражнений» размещена в разделах
Свою работу по формированию слоговой структуры у детей ФФНР я провожу в два этапа:
– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов.
На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном. Я покажу некоторые игровые упражнения, которые использую в своей работе:
С целью воспроизведения заданного ритма, проводятся следующие упражнения
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения : Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, кубик с точками.
Ход упражнения:
Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Ребенок произносит слова и кладёт картинку на длинную или короткую полоску.
На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Упражнения на уровне звуков :
1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».
2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
Упражнения на уровне слогов :
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку.
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с одеванием на каждый палец массажных колец Су-Джок.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение чистоговорок.
Упражнения на уровне слова :
Игра с камешками Марблс «Гроздь винограда».
Цель: совершенствование умения делить слова на слоги.
Материал: картинки, камешки.
Ход игры: ребенок называет слова и делит их на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка – слово из одного слога, один камешек, две веточки – слово из двух слогов, два камешка и т д.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: картинки, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит слова на картинках и выкладывает камешки. Сравнить слова : где камешков больше, то и слово длиннее.
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова. Разные домики, чем отличаются. Провожу работу над суффиксом, слушаю ребенка как образовались слова, эти слова имеют еще различие, давай поищем в чем. И начинаем считать слоги, а потом делаем вывод, отличается количеством слогов. Продолжением этого упражнения является следующее.
Материал: картинки, камешки.
Ход упражнения : ребёнок объясняет различие между словами.
Слова : Дом, домик, домище.
Упражнение «Найди самое длинное слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения : ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША : ка, ва, Да, Ма, Ми…
Упражнение «Назови слово правильно»
Цель: учить чётко произносить слова, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения : логопед произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает карточку, когда услышит правильное название предмета и называет его.
Логопед: Ребё нок:
Селка
Велка Белка
Белка
Игра «Слоговое лото»
Цель: упражнять в синтезе односложных, двухсложных и трехсложных слов.
Материал: игровое поле, картинки.
Ход игры: дети считают количество слогов в слове и распределяют в игровом поле, кто первый все закроет. Одна точка означает слово с одним слогом, две точки два слога, три точки три слога.
Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Игра «Пирамида»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребё нок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
Упражнение «Собери слово»
Цель: учить синтезировать двух- трехсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения:
Ребёнок сортирует сначала по цвету слоги, затем составляет слова из получившихся слогов.
Упражнение «Подбери слово»
Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Ход упражнения :
Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Существует двусторонняя связь между речью и игрой : с одной стороны речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Игровые упражнения являются положительной мотивацией выполнения заданий и решения проблемных ситуаций. Использование игровых упражнений способствует эффективному повышению развития речи у дошкольников.
Литература:
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
2. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
3. Волина В. В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
4. Козырева Л. М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
7. Лопухина И. С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
8. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
10. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.