Приложение МААМ

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Полюх Наталья
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые мамы, папы, бабушки, первые слова, которые начинает произносить ребенок, очень просты по своему звуковому и слоговому составу.

Точное воспроизведение слогового ряда, к сожалению, не всегда удается ребенку. Этот дефект произношения называется «слоговой структурой слова». Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове. Необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т. е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:

Публикация «Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1 г. 3 мес— 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога : га-га, ту-ту,

1 г. 8 мес— 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов : мако (молоко);

1г. 10 мес. — 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;

2 г. 1 мес. — 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

2 г. 3 мес— 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых.

Ну а если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос, то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят, а впоследствии приводят к возникновению у школьников дисграфии (нарушению письма, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненными переживаниями этих явлений.

Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Что же такое ритм? Существует два вида ритма: музыкальный – чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или разной длительности, и речевой – ритм на уровне слова, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах.

Рекомендации родителям по формированию слоговой структуры слова :

1. Играйте с ребё нком в неречевые игры:

Упражнение 1. Предложите ребёнку хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показано пальцев.

Упражнение 2. Предложите ребёнку повторить ритмический рисунок (сначала простой, затем более сложный) за взрослым. Ритм может отстукиваться или отхлопываться. При воспроизведении ритма можно использовать музыкальные инструменты.

Упражнение 3. Маршировка, бег, выполнение простых движений под музыку различного темпа.

2. Учите ребёнка на слух различать длинные и короткие слова.

Упражнение 1. Назовите два слова (дыня, малина) и предложите ребёнку определить, какое из этих слов длиннее (звучит дольше, а какое короче (звучит меньше).

Упражнение 2. Предложите ребёнку сравнить слова «карандаш» и «карандашик». Определить какое из этих слов короче и почему.

Упражнение 3. Предложите ребёнку показать длинную полоску, когда он услышит большое слово (машина, учительница, библиотекарь) и короткую полоску, когда маленькое слово (кит, дыня, ком).

3. Развивайте у ребёнка чувство ритма – это в дальнейшем благоприятно отразится на способности правильно делить слова на слоги.

Упражнение 1. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов ( например: папА, пАпа, гагА, гАга и т. п. ; пАпапа, папАпа, папапА и т. п.).

Упражнение 2. В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прохлопывании слов их следует произносить без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим «машИна» (без пауз, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок). Прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, значительно способствует легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте.

4. Обучайте ребёнка правильному произношению и делению слов на слоги сначала двусложных, потом трёхсложных, четырёхсложных и многосложных слов (необходимо проговаривать многосложные слова типа милиционер, автомобилист по слогам).

5. Предложите ребёнку отражённо, а затем и самостоятельно назвать слоги, слова различной слоговой структуры (используйте красочный дидактический материал).

6. Развивайте умение ребёнка производить звуковой анализ и синтез (игры «Выдели первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Эхо», «Угадай начало слова»); учите ребёнка подбирать слова с заданным количеством слогов.

7. Расширяйте словарный запас ребёнка

Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!

Учитель-логопед

МБУ ЦППМСП

Н. А. Полюх

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 15:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Полюх Наталья (УИ 1059257) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД