Ольга Медведева
Формирование самостоятельности у детей
На третьем году жизни самостоятельность детей формируется интенсивно. "Я сам" - говорит ребенок. Если взрослые не удовлетворяют желание ребенка к самостоятельным действиям, то часто возникают капризы, упрямство или же вредная привычка к бездеятельному состоянию, постоянному ожиданию помощи окружающих.
Самые элементарные проявления (режимных моментах) самостоятельности у детей 2-3 лет тесно связаны с содержанием их деятельности. Они выражаются в независимых от взрослого действиях, направленных на выполнение определенной задачи.
Публикация «Формирование самостоятельности у детей» размещена в разделах
Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где совершенствуются навыки самообслуживания : в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого воспроизводит один-два эпизода из жизни. На занятиях дети самостоятельно придумывают и осуществляют постройку при выполнении трудовых поручений помогают воспитателю вынести на участок игрушки, расставить тарелки с хлебом перед обедом, покормить рыбок, птичку. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми. Ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь.
Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность- важное и сложное качество личности. В целях успешного развития самостоятельности детей воспитатель знакомит малышей с определенными с определенными не большими обязанностями: например, не разбрасывать игрушки, по просьбе взрослого собирать их, расставлять по местам, беречь одежду, не шуметь, когда занимается часть детей. Он обобщает малышей знаниями и умениями, необходимыми в самообослуживании, при пользовании игрушками, обращении со сверстниками и взрослыми. Следует специально создавать условия, чтобы дети могли применять свои знания, проявить самостоятельность, например, одеть куклу на прогулку, завернуть себе рукава перед мытьем рук. Обучать детей самостоятельности можно, показывая нереальные действия (мытье рук, пользование полотенцем, а так же инсценировки с игрушками (одевание и кормление куклы). При этом важна оценка, поощрение ребенка, привличение внимания других детей к проявлениям самостоятельности. По мере накопления детьми конкретных сведений взрослые меньше показывают,а чаще прибегают к словесному указанию. В начале объяснения носит более подробный характер, но постепенно становится возможнымограничится краткими напоминаниями. В процессе организации самостоятельной деятельности детей вроспитатель от прямого подсказа, чем заняться (покорми куклу, покатай, переходит к использованию наводящих вопросов: "Разве твоя дочка не выспалась? Может быть, пора встать, чтобы не опаздать в детский сад?". Формирование самостоятельности- сложный процес. Недостаточно добиваться,чтобы дети усвоили некоторые необходимые сведения и умения, научились совместно играть, оказывать помощь друг другу. Необходимо еще сформировать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными сведениями и умениями. Самостоятельная деятельность детей 2 года жизни более разнообразна: это действия с предметами и строительным материалом, движения, наблюдения, игры с сюжетными игрушками. Организуя деятельность детей, надо следить за тем, чтобы они использовали игрушки по назаначению, не отвликались, доводили до конца начатую игру. Воспитатель принимаетучастие в играх, создает условиядля активного участия в них всех детей. Во время самостоятельности малыши должны быть спокойны, занят, активны. На протяжении 2 года жизни игроавые дейтсвия детей заметно усложняются. В начале года они воспризводят лишь разученные действия, причем преимущественно на тех игрушках, с которыми действовал воспитатель. Постепенно ребенок учится переносу дествий с одних игрушек на другие. После полутора лет благодаря умению подражать дети начинают включать в игру действия, самостоятельно подмеченые в жизни. Так у ребенка возникает отобразительная деятельность,но сюжетной игры еще не может быть, поскольку дети часто не заботяться о правильной последовательности действий, их привлекает сам процесс игры. Возникновению сюжетной игры, установлению взаиомсвязи и взаимопоследовательности дейтсвий помогают показы - инсценировки с сюжетными игрушками. В заключительной части инсценировки следует давать детям предметы, аналогичные тем, с которыми действовал воспитатель во время показа. Показы - инсценировки следует давать детям предметы, способствуют уточнению представлений у малышей и усложнению сюжетной игры. Руководя самостоятельной деятельноятью детей, надо стараться формировать у них потребностьпо разным повадам обращаться к воспитателю: попросить помочь в игре, дать нужную игрушку, привлечь внимание к чему то интересному. Кроме того, следует приучать детей выполнять требование взролсых, правила поведения: не отнимать игрушку у другого ребенка, уметь подождать, пока другой поиграет. На 2 году жизни продожает формироваться взаимоотношения между детьми. Для создания у них положительного отношения друг к другу следует предупреждать возниконовение конфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них еще плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицатеольное отношение к сверстнику является следствие интереса к его деятельности и вместе с тем неумения дейтсвовать вметсте. Из пооложительных форм раньше всего проявляется эмоциональное общение. Дети 2 года жизни улыбаються друг другу, охотно играют в разученные с воспитателем игры (праятки, догонялки). опираясь на доброжелательное отношение малышей друг другу, следует начинать формировать у них предпосылки, совметсной деятельности: умение спокойно действовать рядом со свертсниками, сосредоточено заниматься своей игрой, не мешая другому ребенку, формировать игру рядом. Организуя игру и наблюдая за ней воспитатель создает ситуацию, где детям приходиться подождать своей очереди, например, при катании тележки: предлагает каждому ребенку выполнить какое - либо задание: одному накладывать кубики в машину, другому - возить, третьему - снимать: дает поручения: "Пойди, дай Гале мячик".
В этом возрасте ребенок должен хорошо понимать значение слов "нельзя", "можно", (нельзя играть некоторыми вещами, ломать игрушки,отнимать их, кричать). Когда требования или желание ребенка невыполнимо,а причину отказа он еще не может понять. его следует отвлечь, преключить внимание на другой объект.