Елена Штабная
О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста
В семье растёт малыш. Как хочется нам, родителям, чтобы он стал успешным и счастливым. С самого раннего возраста мы не жалеем ни средств, ни сил, чтобы развивать его способности. Однако всегда ли добиваемся ожидаемого результата?
Публикация «О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Мама четырё хлетней девочки пришла на консультацию и доверительно пожаловалась на свою дочь: «Ксюша - способная девочка, а буквы учить не хочет. Я бросила работу, ходила на курсы, освоила методику Зайцева (методика раннего обучения чтению). Приобрела кубики и стараюсь каждый день с ней заниматься. Но она почему-то ленится, раскидывает кубики, отказывается пропевать слоги. Прошло три месяца, а сдвигов никаких нет. Может для неё не подходит эта методика, надо взять другую?»
Конечно дело не в методике, а в отношении Ксюшиной мамы к обучению дочки. Мама считает, что малышка «должна учить», а в то время как любые способности или конкретные умения маленьких детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности. По-видимому, мама не сумела исподволь, играя в буквы и слова, постепенно развить интерес дочки к чтению, а затем слишком энергично взялась за дело и своими «лобовыми» требованиями отбила у девочки всякое желание осваивать буквы и складывать слова. Теперь уже и постоянные занятия, и мамино давление вряд ли изменят ситуацию в лучшую сторону, поскольку у ребёнка уже сложилось, по-видимому, достаточно негативное отношение к маминым занятиям. Лучше всего оставить девочку в покое и подумать над тем, как развивать её интерес к словам и буквам.
Нередко подобные проблемы возникают не только с чтением, но и вообще при попытках взрослых чему-либо обучать ребёнка – музыке, рисованию и даже танцам, не говоря уже о более прозаических задачах развития элементарных навыках гигиены (мытьё рук, чистка зубов, уборка игрушек и своего детского уголка (комнаты). Целенаправленное развитие способностей, формирование конкретных умений и навыков – непростая задача. Чтобы помочь Ксюшиной маме, попробуем разобраться, каким образом у маленького ребёнка формируются те или иные способности. Изначально в раннем детстве всегда возникает как защитная реакция ребёнка, как его ответ на нежелательную – грубо навязываемую, самую трудную несвоевременную, словом неприятную для него деятельность.
Каким образом малыш обретает самостоятельность?
На первый взгляд любой ребёнок, вырастая, постепенно и естественно становится само-стоятельным : ползает, сидит, потом стоит, наконец, ходит – к концу первого года жизни или чуть позже. Кажется, что серьёзные проблемы возникают только при каких-то значительных нарушениях здоровья. Но для этих случаев существует медицинская помощь, разработаны методики раннего вмешательства. Достаточно лишь обратится к специалистам.
Однако так ли всё просто, если рассматривать самостоятельность как личностную характеристику ребёнка? Ведь каждый человек – это особый мир впечатлений, чувств, переживаний! Каждый ребёнок – неповторимая личность. Всегда ли мы, родители, чувствуем это, признаём ли право ребёнка быть личностью, действовать независимо от нас – ну хотя бы в некотором смысле? Если мы уверены, что должны во всём руководить поведением несмышленого младенца, а затем глупо ещё(по нашему мнению) малыша, то проблема развития у него самостоятельности вряд ли может на взволнавать. По крайней мере, сегодня. А завтра? Каждый взрослый имеет право своё мнение. Однако обратимся к одному жизненному примеру.
Агрессивный малыш. Почему?
В свои три с половиной года Серёжа удивлял окружающих повышенной агрессивностью. Он приставал не только к малышам и сверстникам, но досаждал и более старшим детям: встревал в их игры, неожиданно хватал их мячи, даже пытался отнимать скакалки у больших девочек, за что, конечно, получал по заслугам. Но страдал не долго, вновь пускаясь на вредные проделки. Казалось, что наказания только подогревают его энергию, ни чуть не меняя поведения.
Серёжина мама, молодая, энергичная и вполне современная дама, искренне недоумевала, откуда у ребенка негативные черты характера. Они с мужем - благополучная супружеская пара, сын – желанный здоровый ребёнок. Мама много занимается с мальчиком: не только играет с ним, но и учит его считать, читать, рисовать. И совершенно не понятно почему сын себя так ведёт.
Загадку Серёжиного поведения неожиданно раскрыла соседка по даче, сама имеющая двоих детей – полутора и пяти лет. Однажды, когда день был очень жарким, а мама Серёжи срочно уехала в город, по делам, соседка взяла мальчика на пляж вместе со своими детьми. Всё шло отлично, он не разу не нарушил своего обещания «вести себя хорошо». Но когда стали собираться домой и её дети уже были готовы идти, Серёжа продолжал сидеть на пляжной подстилке. На вопрос почему он ещё не одет, мальчик спокойно и несколько удивленный сказал: «так одевай же меня». Вот так раз! Серёжа в свои три с половиной года совсем не умеет одеваться. Это открытие буквально поразило женщину. Как рассказывала Серё жина мама: «что всё то у них хорошо, и папа заботливый отец но очень строгий и во всём требует отчёт. И мама с каждым годом чувствует себя менее счастливой. В общем, самая большая радость - это Серёжа. Почему не учу его одеваться? Так ведь я всегда с ним рядом и мне самой проще и быстрее его одеть. Я его и кормлю всегда сама. А то, знаете, он напачкает кругом. Но я думаю подрастёт и сам научится».
Проблемы Серёжи – типичный случай агрессивного поведения ребёнка в результате отсутствия возможности проявить себя, реализовать свои способности в обычной повседневной жизни. Когда маленький ребёнок начинает сам есть, одеваться и даже «помогать маме», он гордится собой, самоутверждается, чувствует себя вполне способным и похожим на более взрослых детей. Мама, конечно, любит Серёжу, но продолжает полностью обслуживать его не потому, что это необходимо, а потому что ей так удобнее. Получается, что она действует больше «для себя», чем «ради сына». При этом воспитание ребёнка выступает не только целью, сколько средством выражения её собственной активности.
Пример Серёжи убеждает, что даже в детском возрасте отсутствие опыта элементарной самостоятельности, полное избавление от необходимости заботиться о себе приводит к негативному развитию личности. Можно ли вырасти достойным человеком, если вместо элементарных навыков самообслуживания уже в детстве активно приобретаешь разнообразный опыт деструктивной, разрушающей деятельности! И хотя воспитание Серёжи – это, так сказать, «крайний» случай (всё-таки обычно трёхлетнего ребёнка мамы уже не кормят с ложки, приходится признать, что большинство наших российских детей недостаточно самостоятельны, если сравнивать их, например, с американскими или японскими сверстниками. Почему?
Что мешает нашим детям расти самостоятельными?
Как правило, здоровые дети активны и деятельны – вокруг так много интересного! Если деятельность ребёнка успешна и подкрепляется поощрением взрослых, у него естественно растёт уверенность в собственных силах, развивается потребность в дальнейшем проявлении самостоятельности.. однако наше взрослое взаимодействие с детьми далеко не всегда носит одобрительно-подкрепляющий характер. Даже гуляя с малышом, мы зачастую не можем расслабиться и просто от души, порадоваться его очередными достижениями. Мы озабочены массой проблем: безопасностью ребёнка, обсуждением новостей с другой мамой – подругой, соседкой, просто знакомой. А ребёнок растёт, изменяясь с каждым днём, и постепенно становится менее близким, всё менее понятным, подчас просто чужим. К подростковому возрасту его мама, вполне возможно будет искренне возмущаться: «…вообще не знаю, откуда в нём эта холодность, отчуждённость». Подчас родители сетуют, что готовы предоставить ребёнку свободу для проявления активности, но он «сам не хочет». Может быть он «уже» не хочет, поскольку раньше многократно получал негативный опыт и просто не рискует снова его повторить? Кстати, родители могли этого и не заметить. Ведь так часто приходится слышать родительские указания: «НЕ бери», «НЕ ходи», «НЕ трогай и ещё всяких много НЕ и НЕЛЬЗЯ. Иначе говоря, воспитывающая деятельность взрослых часто носит запрещающий характер и тем самым тормозит активность ребёнка.
Семь правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребёнка
1. Включать ребёнка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не требовать выполнения пока ещё трудного для него или неопределённого задания.
2. Постепенно расширять круг достижений ребёнка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребёнку понятны).
3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребёнка то, что он уже может делать сам(«вместе» с ребёнком, а «не вместо» него).
4. Позволить ребёнку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
5. Подсказать ребёнку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т. п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать – признак позитивной силы).
6. Поддерживать в ребёнке чувство самооценки и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребёнок).
7. В любой ситуации оставаться прежде всего любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребёнка, его успешного физического развития.
И в заключении:
Человек как личность формируется в основном уже к пяти – шести годам. А в отношении развития некоторых способностей «после трёх уже поздно»(именно так, например, называется книга создателя известной фирмы «Sonu» М. Ибуки, который в силу личных обстоятельств посвятил много времени и сил изучению и практическому разрешению проблем раннего развития).
Сегодня уже доказано, что человек может развиваться и совершенствоваться всю свою жизнь, до глубокой старости. Главное, чтобы у него было желание изменять себя, творческое отношение к жизни и уверенность в своих силах. Фундамент такого позитивного, созидательного отношения личности (как основа её будущей успешности) закладывается в раннем детстве, когда всё ещё только начинается.
Поэтому лучшее, что могут дать родители своим детям, - это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область своей реальной, практической самостоятельности. Подтверждая тем самым, что они способны быть самостоятельными, ответственными и успешными, что они действительно могут строить свою жизнь, а не влачить в ней жалкое – пассивное и зависимое - существование.