Маргарита Зайцева
«Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей подготовительной группы средствами физических упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема статьи: «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей подготовительной группы средствами физических упражнений».
Автор: Зайцева Маргарита Евгеньевна.
Научный руководитель: Н. В. Петрова, преподаватель высшей квалификационной категории
Вступление:
Публикация «„Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей подготовительной группы средствами физических упражнений“» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Подготовительная группа
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В настоящее время все чаще обнаруживаются проблемы неправильно сформированной осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Для дошкольника это один из немногих важнейших факторов, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста. По данным Всемирной организации здравоохранения 48% детей имеют те или иные нарушения опорно-двигательного аппарата, из-за чего в последующем нарушается осанка и возникают различные серьезные отклонения состояния здоровья.
Данная проблема значима, ведь многие родители не задумываются, насколько важным является фактор формирования осанки и правильного свода стопы. Зачастую проблема осанки и плоскостопия у детей начинается с того, что, занимаясь с детьми дома, родители больше внимания уделяют выполнению задания, которое выполняет ребенок, а не то, что ребенок сидит неровно на стульчике.
Основная часть:
Дети дошкольного возраста характеризуются стремительным развитием, изменениями в функционировании организма, в частности нервной системы, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, а также сердечно сосудистой системы. На этом этапе развития у ребенка наблюдается стремительный рост, прибавление в весе, начинаются изменения в пропорциях тела. Самое главное в этом возрасте, это изменения, происходящие в процессах высшей нервной деятельности.
Как считает А. М. Козлова, мозг ребенка, находящегося в возрасте шести лет схож по своим показателям с мозгом взрослого человека. Это период развития, когда ребенок, достигнув возраста 5-7 лет готов к тому, чтобы перейти на новую ступень своего развития. На новом этапе развития ребенка предполагаются более активные умственные нагрузки, физические нагрузки, которые обусловлены началом обучения в школе [1, с. 328].
Значение правильной осанки, правильного свода стопы в развитии детей дошкольного возраста
Нарушения осанки представляют собой одну из наиболее актуальных проблем современной теории физического воспитания. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Нарушение осанки у ребенка дошкольного возраста чаще всего развивается из-за слабости мышечного корсета и длительного пребывания в неправильных позах, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игр, при различных видах деятельности. Наследственные факторы могут обуславливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки.
Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата должно быть комплексное. Оно предусматривает широкое использование физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием и гигиеническими процедурами в режиме труда и отдыха [6].
Причин неправильной осанки и ее дефектов много : гиподинамия, и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной; плоскостопие и врожденная косолапость. Развитию дефектов осанки способствует несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели); однообразные движения и спортивные упражнения (отталкивание при езде на самокате, при прыжках одной и той же ногой, ношение груза в одной и той же руке) [7].
Возможности физических упражнений в формировании правильной осанки и правильного свода стопы
Проблема увеличения численности детей, имеющих нарушения состояния опорно-двигательного аппарата, а в частности, отклонения в состоянии стоп всегда была и остается одной из важных аспектов нашего времени. По некоторым данным именно от правильного формирования стопы зависит состояние всего опорно-двигательного аппарата – это здоровые коленные и тазобедренные суставы, правильно сформированный позвоночный столб, нормальное кровообращение головного мозга.
Доказано, что большое значение в предупреждении различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на функции центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, происходит становление сердечно-сосудистой и дыхательной систем [4, с. 89].
Возможности физических упражнений в формировании правильной осанки и правильного свода стопы
Для того чтобы коррекционно-формирующая работа была успешной, в условиях дошкольного образовательного учреждения должна быть создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда. Для этого в спортивном зале ДОУ предусмотрено наличие необходимого оборудования и инвентаря, способствующего формированию мышц стопы и голени и благотворно влияющего на укрепление сводов стопы. Это массажные коврики, массажные мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи, ребристые доски и т. д. [2, с. 101]. На практических занятиях по физическому воспитанию дети занимаются в носочках, а при выполнении специально-формирующих упражнениях босиком. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение для обеспечения эмоционального фона и в хорошо проветриваемом зале, что благотворно влияет на закаливающий фактор.
К специальным упражнениям, формирующих нижний отдел опорно-двигательного аппарата, мы относим физические упражнения, направленные на укрепление длинной малоберцовой мышцы, осуществляющей пронацию переднего отдела стопы; большеберцовой мышцы и длинных сгибателей пальцев, усиливающих супинацию заднего отдела стопы и пронирующих голень кнаружи; длинного сгибателя большого пальца и коротких сгибателей пальцев, задней большеберцовой мышцы, способствующих углублению продольного свода [3, с. 259].
Разрабатывая систему физических упражнений, направленных на формирование сводов стопы детей, необходимо учитывать, что стопа ребенка не является уменьшенным подобием стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности. Так, например, костный аппарат стопы дошкольников во многом имеет хрящевую структуру, связки более эластичные и растяжимые, мышцы недостаточно сильные и выносливые.
В группу упражнений для укрепления свода стопы мы включили упражнения, направленные на укрепление мышц голени и стопы, а также циклические и прыжковые упражнения уступающе-преодолевающего характера, способствующие не только повышению выносливости нижних конечностей, но и способствующие формированию правильной осанки, что в свою очередь обеспечивает нормальную работу ЦНС и сердечно-сосудистой системы (ходьба, бег, прыжки и их разновидности) [5, с. 42].
В качестве укрепления мышц нижних конечностей и разнообразия занятий мы предлагаем использовать прыжковые элементы уступающе-преодолевающего характера со скакалкой. Несмотря на общедоступность и простоту использования, скакалка не так часто использовалась на занятиях по физическому воспитанию в экспериментальных дошкольных образовательных учреждениях, так как ее применение требует высокой организации и детей, и педагога.
Прыжки со скакалкой сочетают в себе эффективность длительного бега, атлетическую мощь различных прыжков и красоту танцев. Данный вид движений мы включали в каждое занятие и отводили им 7–10 мин от общего времени занятий.
Однако двигательные действия на повышение выносливости нижних конечностей, мы считаем недостаточными, так как они будут вызывать утомление мышц стопы и возможное опущение сводов. Мы рекомендуем их применять в сочетании с общеразвивающими упражнениями для нижних конечностей, включенных в подготовительную часть, а для разгрузки мышечно-связочного аппарата стопы необходимо проделывать специальные упражнения в положении сидя и лежа, применяемых в заключительной части занятия (совершенствование двигательных действий происходило за счет увеличения количества повторений, применения гимнастических предметов и выполнения упражнений с партнером).
Вывод:
Проанализировав литературные данные, мы пришли к выводу:
1. Детский организм достаточно восприимчив к внешним воздействиям, благоприятным и не очень, в силу незавершенности своего развития. Поэтому разного рода неблагоприятные факторы (наследственность, неправильное питание, недостаточная или наоборот избыточная физическая нагрузка и прочие) приводят к появлению тех или иных морфофункциональных нарушений ОДА в дошкольном возрасте. Но благодаря этой же податливости детского организма, пока не закрыты точки окостенения, легче предупредить или исправить деформации стоп, осанки, закрепить правильную походку.
2. Визуальный осмотр, проводимый хирургами и ортопедами в рамках ежегодных мониторингов здоровья воспитанников ДОУ, не позволяет выявить стопные деформации на начальных этапах их развития. Высокая степень распространения стопных деформаций у подростков и взрослых это только подтверждает. Поэтому сделав плантографию частью процесса мониторинга физического здоровья у воспитанников ДОУ, объединив при этом усилия медперсонала, педагогов, физкультурных работников и родителей, можно осуществлять профилактическую и коррекционную работу в рамках физического воспитания более личностно направленно.
3. Большинство дошкольных учреждений в профилактических целях включают в состав занятий комплексы упражнений для профилактики плоскостопия. С детьми, имеющими другие стопные нарушения, работа практически не ведется. Чтобы индивидуализировать физкультурно-оздоровительную работу в дошкольном учреждении, в зависимости от того или иного типа и степени нарушения, необходимо внедрить в практику обследование стоп, что в свою очередь поможет разработать наиболее оптимальную коррекционно-оздоровительную методику.